Ст вожатая. Личное целеполагание или зачем я работаю вожатым. Требования к квалификации старшего вожатого

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

руководитель РМО Директор МБОУ «Саконская средняя

старших вожатых общеобразовательная школа» _________________

Е.В. Белова В.М. Селезнева

приказ №150 от 30.08.2013 г.

План работы

старшей вожатой

Зуевой Елены Сергеевны

руководителя пионерской организации «Каравелла»

Цель: Создание условий для развития лидерских качеств, повышение творческой активности и воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

    Помочь членам пионерской организации познавать окружающий мир и самосовершенствоваться в процессе активной, творческой деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.

    Способствовать всестороннему развитию личности члена организации.

    Содействовать становлению членов организации как граждан своего отечества, любящих Родину.

План работы старшей вожатой Зуевой Елены Сергеевны

МБОУ «Саконская средняя общеобразовательная школа»,

руководителя пионерской организации «Каравелла»

Дата

Дело

Ответственный

Результат

Работа с пионерской организацией «Каравелла»

Выборы в совет актива пионерской организации

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Уборка территории Юдинского парка.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

2 раза в год

Общий сбор членов пионерской организации «Каравелла»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Уборка территории могилок учителей школы (реализация социального проекта)

ст. вожатая

Е.С. Зуева

сентябрь

Участие в районном конкурсе детского рисунка «Оранжевое солнце»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

1 раз в месяц

Заседание актива пионерской организации «Каравелла»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

1 раз в месяц

Районная школа будущих лидеров.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Поздравление пожилых людей

Участие в праздничном концерте.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Районный этап областного проекта «Золотой глобус»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Лучшая группа детского общественного объединения

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Беседы и встречи

посвящённые 95-летию

организации ВЛКСМ

ст. вожатая

Е.С. Зуева

1 раз в месяц

Олимпийское и паралимпийское движение

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Акция по правовому просвещению обучающихся учреждений Нижегородской области.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Изготовление поздравительных открыток ко Дню учителя.

Подготовка и проведения праздника «День учителя»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Подготовка к форуму лидеров «Новое поколение ХХIвека»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Уборка клумб возле здания школы

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Акция «Меняем сигареты на витамины».

День отказа от курения.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Участие в форуме лидеров «Новое поколение ХХI века»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Участие в районном этапе областной краеведческо–географической викторины: «Край Нижегородский»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Участие в районном конкурсе исследовательских работ

«Я познаю мир»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Рейд по проверке состояния цветов в классах

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Всероссийский конкурс юных журналистов «Пионерка»+мы!»

ст. вожатая Зуева Е.С.

Районный фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Поздравительная акция «С Новым годом» для учителей, ветеранов Вов.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Участие учащихся в конференции исследовательских и проектных работ «Юный исследователь »

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Участие в районном конкурсе

«Вожатый года – 2014»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

сентябрь-февраль

XVIМеждународный фестиваль

«Детство без границ»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Конкурс рисунков

«Я и моя семья»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Конкурс мини-историй о добрых поступках«Миллион добрых дел»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Акция «Чистодвор»

Уборка территории

    возле школы

    Юдинского парка

    Возле храма

    кладбища

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Фестиваль «Мы таланты»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Волонтёрская акция «Дарим добро детям»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Участие в районном конкурсе

«Созвездие талантов»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Подготовка к празднику

«Последний звонок»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Посещение гала-концерта «Звёздочки глубинки»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

в течении года

Участие в районных конкурсах.

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Об щ ешкольныемероприятия

Торжественная линейка, посвящённая дню знаний

День самоуправления в школе

Уборка мест захоронения учителей

ст. вожатая Е.С. Зуева

Осенний бал. Праздники осени

ст. вожатая Е.С. Зуева; учителя начальных классов.

Раз в месяц

Спортивные мероприятия.

ст. вожатая Е.С. Зуева; учитель ФК М.Н.Богаткин

Акция «Поможем птицам»:

Беседы о птицах,

Изготовление кормушек,

Конкурс листовок,

Наблюдения за птицами.

ст. вожатая Е.С. Зуева

Подготовка и проведение Новогодних праздников

ст. вожатая Е.С. Зуева; кл. руководители 1-11 классов

Праздник «Масленица»

ст. вожатая Е.С. Зуева;

учителя начальных классов

Линейка посвящённая памяти воина-интернационалиста Владимира Чухнина

Зам директора по ВР Т.И. Шеронова, ст. вожатая Е.С. Зуева

май: неделя памяти

Уроки мужества.

Вахта памяти.

Факельное шествие.

Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

Митинг «День Победы»

Конкурс рисунков «Маленькие герои- большой войны»

Операция «Ветеран живёт рядом»

Поздравительная акция «С Днём Победы»

зам. директора по ВР Т.И.Шеронова, ст. вожатая Зуева Е.С.,

кл. руководители 1-11 классов,

преподаватель организатор ОБЖ

Богаткин М.Н.

Подготовка к празднику «Последний звонок»

Кл.руководитель 11 класса, ст. вожатая Е.С. Зуева

Работа с педагогическим коллективом

сентябрь

Озеленение классных комнат

Отряд «Эколог»

ст. вожатая Е.С. Зуева

сентябрь

Выступление на педагогическом совете с анализом работы старшей вожатой и пионерской организации «Каравелла»

ст. вожатая

Е.С. Зуева

сентябрь

Прополка клумб возле школы

Учитель технологии;

ст. вожатая Е.С. Зуева

октябрь-ноябрь

Участие в конкурсе «Новогодний серпантин»

Кл.руководители,

ст. вожатая

Е.С. Зуева

Районный форум лидеров «Новое поколениеХХIвека»

Учитель русского языка и литературы Н.А. Анисимова,

ст. вожатая Е.С. Зуева

Конкурс рисунков:

    Ко дню учителя.

    К новому году.

    Ко дню Защитника Отечества.

    Ко Дню Победы.

    Я и моя семья

Учитель ИЗО Н.В. Михейкина; ст. вожатая Е.С. Зуева;

учителя начальных классов.

Работа с родителями

1 раз в четверть

    Общешкольные родительские собрания.Тема выступления:«Правильное питание – залог здоровья детей».

    Тематические собрания по классам.

Администрация школы, родительский комитет, ст. вожатая,

кл. руководители.

Встреча с комсомольцами и работниками профкомов 80-90-х гг

Разработка сценариев к внеклассным мероприятиям: ко дню Пожилого человека, ко Дню Матери, к Новому году, к празднику 8 Марта.

Вечера-встречи с интересными людьми

ст. вожатая

Е.С. Зуева,

Родительский комитет

Анкетирование:

    Осознанное родительство.

    Удовлетворённость родителей деятельностью ОУ.

Зам директора по ВР Т.И. Шеронова, ст. вожатая Е.С. Зуева

Сотрудничество с другими организациями

Участие в концерте посвящённом Дню пожилого человека

Сельский ДК, ст. вожатая

Участие в концерте посвящённом Дню Матери

Сельский ДК, ст. вожатая

Операция «Живи детская книжка- малышка»

Библиотекарь,

Ст. вожатая

Музыкально-литературная композиция посвящённая памяти павших в годы Вов

Сельский ДК, ст. вожатая, сельская библиотека

1 раз в месяц

Библиотечные часы.

Рейд по ремонту книг.

Литературные викторины.

Сельская и школьная библиотеки, ст. вожатая

1 раз в месяц

Районная школа будущих лидеров; совет юных экологов.

Слет детских общественных объединений

МОУ ДОД ЦДОД Е.В. Белова, ст. вожатая

Сотрудничество со СМИ

День пожилого человека

ст. вожатая Е.С. Зуева

Торжественный приём в пионеры

ст. вожатая Е.С. Зуева

Диагностика и мониторинг

Информационная карта пионерской организации

ст. вожатая Е.С. Зуева

Анкета «Взрослые в твоём ребячьем объединении» Дихановой Л.Г.

ст. вожатая Е.С. Зуева

Анкета «Я и моё объединение»

ст. вожатая Е.С. Зуева

Методика «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошина

ст. вожатая Е.С. Зуева

Методика Е.Н. Степанова «Мы коллектив? Мы- коллектив…Мы коллектив!»

ст. вожатая Е.С. Зуева

Самодиагностика «Личные достижения вожатого»

ст. вожатая Е.С. Зуева

Самообразование

Участие в районном конкурсе

«Вожатый года – 2014»

ст. вожатая Е.С. Зуева

сентябрь -март

Изучение методической литературы

Андреев К.А.

Итак – свершилось! Ты – вожатый. Или не свершилось, а случилось? Тебе предложили им стать или ты сам предложил себя в качестве самого замечательного вожатого школе.

Ты весь 11 класс переживал, что покинешь родные пенаты, со слезами на глазах стоял на сцене, когда раздавался Последний звонок. Ты думал, как без тебя обойдутся ребята из 5го класса, которым ты вёл урок Мужества или заменял учителя географии. Ты места не находил, когда осознал, что кончились вместе со школьными буднями увлекательные экскурсии, походы в театры, поездки за город на турслёты. Грамоты за победу в конкурсе «Мистер/мисс школа» занимают половину стены над твоей ещё детской кушеткой. Тогда эта книжица для тебя.

А если ты поступил в престижный ВУЗ, никогда не занимался с детьми младше тебя, если не был активен в старших классах и весь упор делал на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И если был ты всегда в школе как невидимка. Но что-то в тебе сжалось, когда тебе предложили стать вожатым из-за того, что прежний человек, занимавший эту должность перешёл в другую школу, переехал, вышла замуж, ушёл в армию, пошёл работать в банк, уединился в деревне(нужное подчеркнуть). То это пособие тебе ни в коем случае просто читать нельзя. Надо его читать с карандашом в руках. Читать со всей страстностью, желанием познать что-то новое, увидеть насколько ты уникальный человек.

По-разному люди приходят к педагогике. По-разному приходят к вожатской работе. Кому-то предлагают стать вожатым, кто-то сам мечтает стать наставником для младших. В каждом из этих вариантов множество плюсов.

Если вам предложили стать вожатым, то наверняка в вас видят задатки педагога и способности. Наверняка вы ответственный человек и способны совладать с детским коллективом.

Если сами решили стать на этот путь – наверняка вы обладаете массой волевых качеств. Это всегда приветствуется руководством образовательного учреждения. А если вы там ещё и учились, то ваши качества уже давно прошли проверку школьной жизнью.

Но иногда в вожатые попадают случайно. История хранит множество случаев, когда человек из-за стечений обстоятельств, становился педагогом, вожатым.

Ну и конечно – часто люди совершают поступки или решаются на что-то из-за того, что просто не могут отказать, не могут сказать твёрдое «нет». Если вы чувствуете, что вы стали вожатым, не сумели сказать «нет» своё любимой классной руководительнице (которая к тому же - завуч школы) – настороженно отнеситесь ко всем своим поступкам и телодвижениям в рамках педагогической деятельности. Ибо человек, который не учится говорить «нет» в различных ситуациях вряд ли может донести до подростка мысль о том, что на предложение покурить или выпить нужно уверенно отказываться. Хотя – не спорю: каждый человек уникален и каждый способен на волшебство.

Личное целеполагание или зачем я работаю вожатым.

Задумывались ли вы – зачем живёте на этой Земле, почему вы поступили в педагогический ВУЗ (или не в педагогический), почему хотите создать семью, зачем параллельно школе занимались в разных кружках Дворца творчества.

Каждый из нас в любом деле может определить цель. Цель – чего хочет он достичь. Человек, который формулирует свои жизненные приоритеты и цель – люди способные на великие поступки. Если они могут осознать своё предназначение в жизни, вернее попытаться это сделать, робко сформулировать стратегическую жизненную цель – то каждый прожитый жизнь работает на него, каждая встреча не случайна и каждый момент жизни – замечателен.

Об основах жизненного целеполагания можно прочитать массу интересных материалов, книг, трактатов, диссертаций. Мы лишь просим запомнить, возможно, новое для вас слово – «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

Почему, не определив цели и задачи вашей работы в качестве вожатого, вы не можете работать таковым? Можете. Трижды можете. Но не эффективно. Не эффективно ни для себя, ни для детей, ни для школы в целом.

Не бойтесь признаться себе, что задачи, которые вы решаете, работая вожатым – не самые благородные, не самые возвышенные. Гораздо хуже, если вы обманываете себя. Гораздо хуже, если вы говорите себе, что пришли в школу чтобы оставить след в истории, а на самом деле – хотите смотреть из кабинета завуча на цветущие весной под окном яблони. И дело конечно не в цветении, и не в весне. Дело в том, что надо учиться формулировать цели и задачи: как на всю жизнь, так и на небольшой отрезок.

Вскоре, когда вы пообщаетесь с опытными педагогами, с талантливыми организаторами и безупречными методистами – поймёте, что и в организации мероприятий, дел, концертов, игр, походов, экскурсий – надо определять цель и задачи.

Представьте себе, что вы решили сводить актив школы в музей. Просто потому, что он рядом со школой. Задайтесь вопросом – «Зачем?». Вы скажете: «Это интересно!». И вы будете правы. Но если вы не ответите на вопрос «Зачем?», не сможете сформулировать цель вашего похода для знакомства с музейной экспозицией – помните – вам это полезно не будет.

Учимся ставить цели. Формулировать задачи.

Так давайте начнём. Для чего вы – вожатый?

В этом месте можно было бы оставить пару пустых страниц для того, чтобы вы написали свои мысли. Но попытайтесь запомнить мысли, которые всплыли у вас после вопроса. Именно эти мысли могут быть отчасти вашими целями в работе вожатого. А может и в жизни в целом.

Но для того, чтобы вам было легче ориентироваться в задачах, которые вы можете решать, будучи вожатым, мы поможем немного разобраться в круговороте возможностей, вариантов, горизонтов – встающих перед вами.

Какие перспективы открываются перед вами? Вы можете:

ü Получать не большую, но стабильную заработную плату (это немаловажно, особенно если вы – студент);

ü Смотреть весной на уже выше упомянутые яблони;

ü Получать подарки от учащихся на Новы год, День святого Валентина и другие праздники;

ü Играть Снегурочку или Деда Мороза на сцене;

ü Найти примеры для сопровождения педагогической теории в институте;

ü Наработать опыт общения с детьми разного возраста;

ü Получить навыки общения с родителями;

ü Расширить свой кругозор;

ü Приобрести коммуникативные навыки;

ü Перенять и выработать организационные навыки;

ü Попрактиковаться в организации дел, мероприятий;

ü Завести связи, понять структуру местного самоуправления, найти партнёров по бизнесу (почему бы и нет. Если вы потом решитесь заниматься предпринимательством – вы способны будете использовать весь накопленный у вас багаж);

ü Изучить нормативно-правовую базу;

ü Пообщаться с опытными педагогами, психологами, организаторами

ü Оставить след в истории;

ü Стать у истоков государственно-общественного управления образовательным учреждением;

ü Заложить новые традиции;

ü Изменить в лучшую сторону жизнь школы;

ü Сплотить коллектив;

ü Дать вектор в развитии школьного актива;

ü Сделать доброе дело;

ü Помочь близкому;

ü Помочь выбрать верный путь подрастающему человеку;

ü Стать другом;

ü Найти друзей.

И многое-многое другое может выступать в роли цели и задач. Но надо помнить и понимать, что цель должна быть исключительна ваша. Не Марьи Иваны, не Васи Пупкина, а ВАША. Принята вами, осознана, пережита – сформулирована вами.

Заставить задуматься о своём предназначении в отдельно взятый отрезок жизни или же в жизни в целом – отчасти тоже миссия педагога, учителя, вожатого. Поэтому, сначала формулируем цели сами, потом учим других. Сначала определяем жизненные приоритеты и принципы сами – потом помогаем сформулировать другим.

Что я буду делать?

Если вам кажется, что должность вожатого самая интересная и подходящая вам в системе образовательного учреждения – сохраните это ощущение. Если вам кажется – что она никчёмна по сравнению с должностью директора – задумайтесь. Ведь каждый человек красив на том месте, которое занимает. И если вы определились с жизненными целями – вы можете достигать их и будучи вожатым, и находясь на должности директора школы, и став президентом страны.

Руководствуйтесь принципом «БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ».

Как можно повышать эффективность даже в должности вожатого в самой стандартной школе? Как не стоять на месте, а развиваться? Как осознавать то, что вы способны на большее и не бояться делать оправданные шаги навстречу мечтам, свершениям, реализации своего богатейшего потенциала?

На эти вопросы вы ответите, правильно приняв информацию, собранную на этих страницах.

Ответите. За всё ответите. Или на всё ответите? Разные позиции и разная формулировка – многое может решить в постановке проблемы и в её решении.

Разберём же, чем может и/или должен заниматься старший вожатый в современной общеобразовательной школе.

В нашей стране каждая должность обрастает различного рода инструкциями, положениями, тарифными ставками, специально разработанной документацией.

Так слесарь или токарь – должны обладать определёнными знаниями и умениями, пройти обучение в технических учебных заведениях, знать технику безопасности и т.д. Вожатый конечно же не слесарь и не токарь. Оттачивать ему приходиться далеко не гайки с болтами. В руках вожатого более серьёзная субстанция. Субстанция ранимая, нежная. И обращаться с ней необходимо по иным ГОСТам.

В нашей стране различными нормативными актами закреплен функционал старшего вожатого. Разработана типовая должностная инструкция. Она закрепляет основные должностные обязанности старшего вожатого в школе. Но надо помнить, что инструкция – типовая. А это значит, что на усмотрение администрации учебного заведения может быть подкорректирована. И в этом видится большой плюс. Если директор школы заинтересован в вас как в вожатом, то он способен под вас и подкорректировать должностную инструкцию. А какое содержание заложить туда – зависит во многом от вас. Но есть в должностной инструкции и то, что менять нельзя.

Помните, что должность вожатого ориентирована на работу с детским коллективом и предусматривает работу с детьми.

Должностной инструкцией закреплены основные направления деятельности старшего вожатого в школе. Это:

· содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

· организация досуга обучающихся.

Эти направления неизменны.

И если второе направление – более понятно. Ведь «досуг» гораздо ближе нам. И под ним мы понимаем организацию свободного от учёбы времени. То на первом направлении стоит заострить своё внимание, так как оно вросло в школу уже давно. И история этого направления замечательна своей красотой, масштабностью, интересными делами. Она наполнена яркими событиями.

Рассмотрим подробнее функционал старшего вожатого.

Должностные обязанности подразумевают, что старший вожатый:

· Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

· В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях.

· Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

· Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей).

· Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

· Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

· Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей).

· Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Старший вожатый, работающий в образовательном учреждении должен знать:

Ø приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Ø законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;

Ø Конвенцию о правах ребенка;

Ø возрастную и специальную педагогику и психологию;

Ø физиологию, гигиену;

Ø закономерности и тенденции развития детского движения;

Ø педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;

Ø индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;

Ø специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;

Ø методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;

Ø основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Ø методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

Ø технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Ø основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Ø правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации старшего вожатого следующие: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Документы предъявляют серьёзные требования к старшему вожатому, ведь вожатый как никто ближе находится к ребёнку, к его потребностям, чаяниям, идеям, инициативам, проблемам.

Почему вожатый - старший?

Когда вы писали заявление на имя директора с просьбой принять вас на должность «старшего вожатого» задумывались ли вы о значении слова «старший»? Слово «вожатый» - вам близко и оно на слуху. А вот в сочетании со словом «старший» кажется ещё более полновесным.

Но где же «не старшие»? Где же младшие, где же те, кто должен быть ниже по статусу?

Понятия детская общественная организация и старший вожатый тесно переплетены в истории школы.

Заинтересовавшись историей детского общественного движения, вы можете познакомиться с интересными страницами педагогики, откроете имена талантливейших людей, которые занимались внедрением методик, технологий воспитания, форм работы с детьми. Изучение истории детского движения способно дать калорийную пищу для педагогической практики, предоставит возможность испробовать на себе то, что испробовано десятилетиями.

Некоторые представители педагогических профессий иногда заявляют о том, что придумали что-то новое. Зачастую такие заявления делают и те, кто не знаком с историей. Пытаться сделать открытия необходимо. Но только, опираясь на знания, накопленные до того.

Если вы готовы узнать немного из истории, вернёмся в далёкие 20-е годы уже прошлого века. Время тяжелое для страны. Время, которое диктовало новое мышление, открытия, поступки. Тогда и стали создаваться пионерские отряды. Начала свою жизнь Пионерская организация. Робкие шаги первых вожатых, организаторов вскоре были поддержаны обществом. Пионерские отряды стали создаваться по месту жительства, при сельсоветах, при предприятиях. У каждого отряда – организатор из числа комсомольцев – вожатый.

Лишь спустя какое-то время – пионерские формирования вошли в школу.

Ныне живут замечательные педагоги-практики, прошедшие замечательную школу Пионерии. Каждый из нас имеет возможность узнать у этих людей о том, как была организована работа в пионерской организации. Поинтересуйтесь у своих коллег. Многие из учителей, представителей администрации – напрямую и тесно связаны с Пионерией. Наши коллеги являются носителями богатого опыта, переняв который можно качественно расширить свои знания, открыть для себя уникальные методики.

Неоднозначно отношение к Пионерской организации имени В.И.Ленина у современных граждан. Многие смотрят на неё через призму негативных публикаций, неаккуратно произнесённых речей, личного зачастую предвзятого опыта. Но как показывают опросы, сделанные в последние годы – к пионерскому прошлому относятся всё более сдержано, позитивно, взвешенно. Пионерия серьёзно повлияла на становление общества и на нынешнее развитие педагогики, системы образования и воспитания.

Но нам важно сейчас проследить каким образом вожатый пришёл в школу.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) пионерские отряды стали создавать и в школах. Пионерская организация строилась по такому принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе примерно по 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец.

После того, как пионерские отряды стали создаваться в школах – структура школьной жизни корректировалась.

Впервые термин «Вожатый пионеров» появился в 1922 году. Содержание деятельности вожатого пионеров, его права и обязанности документально и подробно были определены не сразу. Советуем познакомиться с «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина», которое увидело свет в 1957 году.

Учитывая, что школьный класс – отряд, школа – дружина; понимаем, что отряд координирует вожатый из числа старшеклассников (комсомольцев), дружину курирует – старший пионерский вожатый.

После прекращения существования Пионерской организации имени В.И.Ленина – должность старшего вожатого изменилась. Из формального наименования ушло слово «пионерский». Должность осталась. А то, для поддержки чего эта должность некогда вводилась – упразднено. Вот таковы парадоксы истории, которые сохранили память о пионерской организации.

В начале 90-х годов старший вожатый стал не тем человеком, коим был ранее. Без пионерской организации и без поддержки комсомольской организации, которые прекратили своё существование – старший вожатый занял куда более скромные позиции. Но в силах вожатых – более чётко определить свой статус. Сделать это можно через активные действия, качественную работу, социальные инициативы, участие в самоуправлении образовательного учреждения.

  • Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи
  • Вопрос 15. Публичное и частное право: специфика и критерии разграничения
  • Вредные факторы производства и защита от них. Вредные производственные факторы - это факторы, которые приводят к постепенному ухудшению здоровья работающих или к профессиональному заболеванию

  • Вожатый – профессия вечная!

    Вожатые. Вожатые. Такое имя гордое!

    Романтики, мечтатели, открытые сердца.

    Профессия чудесная. Такая интересная,

    И ей вожатый верен до конца.

    Учеба это, конечно же, главный труд школьников, но есть еще и внеурочное время, которое можно правильно использовать. Уже третий год я являюсь старшей вожатой в «Белоусовской средней школе №1», многим кажется, что нет ничего проще, чем провести игры, соревнования, развлекательные мероприятия среди детей, но это не так. Чтобы ребятам было интересно, приходилось пользоваться специальной литературой и постоянно прилагать фантазию и творчество. Так началась моя увлекательная вожатская деятельность, и передо мной встал вопрос: как сделать так, чтобы дети в школе чувствовали себя уютно, не скучали, чтобы им было интересно, и, конечно, чтобы они окрепли, стали более здоровыми, а также находили общий язык с коллективом.

    С приходом на работу предо мной встала следующая задача – объединение детей разного возраста для реализации творческих интересов и особенностей учащихся через работу по разным направлениям. Под руководством старшей вожатой в Белоусовской средней школе учащиеся могут раскрыть свои способности в работе различных общественных организаций, таких как: РЕДЮО « Жас Ұлан » и «Жас Қыраң», тимуровский отряд «Единство», отряд ЮИД «Веселый светофор», отряд ДЮП «Искорка», а также школьная газета « School time » и школьный телецентр « School TV ». Все эти организации побуждает абсолютно всех учащихся к самовыражению, пробуждает интерес к общественной деятельности.

    РЕДЮО «Жас Ұлан» – организация, формирующая подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма на основе высоких духовно-нравственных ценностей, принципов гуманизма, толерантности и демократизма, осуществляет свою деятельность совместно с творческими, спортивными, общественными, неправительственными организациями и государственными учреждениями. Жасулановцы принимают активное участие в жизни школы, составляют сценарии и массовые дела, проводят «круглые столы» по различным тематикам, оформляют стенды к памятным датам. Среди лидеров школьного самоуправления распределены обязанности, за которые они отвечают. Каждый из них участвует в самоуправлении и имеет свою «профессию» - поручение, а затем контролирует работу классных коллективов. Также ребята участвуют в областных, районных и школьных конкурсах. В сентябре 2014 года в г. Семипалатинск проходил областной форум «Открываем мир профессий», на это мероприятие собрались учащиеся старших классов со всех уголков Восточного Казахстана. В общей сложности в форуме, организатором которого является Министерство образования и науки РК, участвовало около 140 учащихся 8-ых и 11-ых классов из всех городов и районов области. В первый день состоялась выставка «Шаг к будущей профессии», где Белоусовская средняя школа №1 заняла первое место. А в районом конкурсе флешмобов «В будущее с Президентом» победила в номинации «Самый зажигательный флешмоб».

    Главный принцип, которым должен руководствоваться вожатый в своей работе – это занятость детей добрыми, полезными для окружающих и интересными для самих ребят делами, которые и воспитывают в них настоящих людей, и не оставляют времени на совершение правонарушений.

    Воспитание ребенка – одна из самых главных тем. Но как воспитать ребенка так, чтобы он стал настоящей ЛИЧНОСТЬЮ? Конечно, это риторический вопрос, ведь каждый ребенок индивидуален, но есть вещи, которые затронут любого ребенка в независимости от возраста.

    Каким же образом повлиять на молодежь, как воспитать их патриотами не на словах, а на деле? Мы считаем, что это возможно только при тесном взаимодействии школы и ветеранских организаций, потому что пожилые люди – колоссальный источник мудрости, образец мужества и истинного патриотизма, пример для подрастающего поколения.

    Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.

    Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказы наших ветеранов о героических личностях, подчеркивают их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

    Сотрудничество с Советом ветеранов п. Белоусовка, председателем которого является Н.С. Кузьмина, помогает организовать мероприятия с целью развития не только патриотизма, но и с целью уважительного воспитания подрастающего поколения к старшим. Встречи всегда проходят в очень дружеской и теплой обстановке, что помогает детям свободно общаться и задавать вопросы нашим дорогим ветеранам.

    Совместно с Советом ветеранов наша школа ежегодно планирует проведение мероприятий, посвященных одному из самых светлых и радостных дней всей страны – празднику ПОБЕДЫ. Также уже много лет ведется тимуровская работа. Тимуровский отряд Единство» принимает активное участие в акциях милосердия, уроках мужества, круглых столах, фотовыставках. Проводят такие праздники, как: «Масленица», «День матери», «День пожилого человека», «Вахта памяти, посвященная воинам интернационалистам», возложение цветов, митинги, конкурсы рисунков «Спасибо деду за победу», конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Также участвуют в различных операциях «Снег», «Ветеран живет рядом», «Салют ветераном» и «Обелиск». Принимая активное участие в акциях, ребята посещают своих подшефных ветеранов Великой Отечественной войны тружеников тыла, оказывают им посильную помощь: пилят и колют дрова, расчищают дорожки от снега, сбрасывают снег с крыши, убирают в комнате, моют пол, носят воду и даже пекут булочки. Наряду с этим тимуровцы оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника, организовывают встречи с ветеранами трудового фронта.

    Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе, которые оказывают огромное воспитательное влияние на поведение тимуровцев.

    Общение и встречи с ветеранами – очень важны для детей. Ведь это люди, подарившие всем нам мир и покой. Наша благодарность им безгранична. Ребята планируют и впредь продолжать посещать ветеранов, уделять им внимание, дарить радость общения, приглашать на общественно-значимые мероприятия.

    Создание школьной газеты « School time » и школьного телевидения « School TV » позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс и теле – центрах поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

    Передачи школьного телевидения - это взгляд на жизнь глазами юных журналистов. Корреспонденты школьной телестудии «School TV» создают школьные телевизионные новости и репортажи на актуальные темы, снимают школьные праздники, музыкальные клипы, спортивные новости, поздравляют с днем рождения и различными праздниками своих учителей и одноклассников.

    Еженедельно в эфир выходят школьные новости, в которых каждый ученик школы может рассказать об интересном проекте, познакомить всех с важной, на его взгляд, информацией, дать возможность зрителям стать очевидцами и непосредственными участниками школьных и поселковых мероприятий. «Школьное телевидение» находится в постоянном развитии – появляются новые телевизионные проекты, авторские программы, чтобы сохранить для истории традиции и лучшие моменты школьной жизни.

    30 марта 2015 года в школе имени О. Бокея состоялось общественное слушание районного этапа детских социальных инициатив. Команда нашей школы в составе Жемолоцкой Ирины, Журбы Кристины и Глотова Александра защищали проект «Школьное телевидение». После того, как все школы защитили свои проекты, жюри приступило к подведению итогов конкурса. Команда «School TV» произвела очень хорошее впечатление на жюри, и у них не было никаких сомнений, что именно Белоусовская средняя школа №1 заслуживают ГРАН-ПРИ. Но команда школьного телевидения на этом не останавливается, ребята также принимают активное участие в Республиканских конкурсах видеороликов: флешмоб «Мы за здоровый образ жизни», «История успешного человека».

    Также в нашей школе огромное внимание уделяется летнему отдыху детей. Ребята могут отдохнуть как в пришкольном лагере, так и выехать в районный оздоровительный лагерь « Толағай ». В лагере каждый ребенок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность и творчески самореализоваться как личность. За время пребывания в лагере дети находят новых друзей, они становятся единой дружной командой. Многие дни в лагере « Толағай » стали традиционными, так как они очень полюбились детям. «Минута славы», «Жемчужная россыпь детских талантов», «День Нептуна», «День Сказки», «Танцевальный батл», «Гиннесс Шоу», Мистер и Мисс лагеря». «День самоуправления», «Прощальный вечер у костра», интеллектуальное шоу «Мой Казахстан», военно-патриотическая игра «Зарница», а также спортивные эстафеты проходящие по девизом «Быстрее. Сильнее. Выше». Ну а в последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нем завязанную ленточку «на счастье». Для каждого из ребят летний отдых становится ярким, полезным, веселым и незабываемым. Каждый день, проведенный вместе, надолго останется в памяти мальчишек и девчонок.

    Белоусовская средняя школа – одна из передовых в Глубоковском районе по участию в Республиканских интернет-олимпиадах КИО. Еще с прошлого учебного года педагогический коллектив и учащиеся школы принимали активное участие в олимпиадах. В результате школа заняла второе место в республике и получила диплом второй степени. Эта победа заслуга не только учителей, но и учеников. Движение интернет –олимпиад КИО началось благодаря основателю и первому призеру КИО Н.Г. Березе. Все, кто принял участие в КИО, получили дипломы и сертификаты. Мной также было принято участие и в результате диплом 2 степени по психологии и бронзовый результат по истории Казахстана в честь 70-летия Великой Победы.

    Как старшая вожатая я провожу работу по сплочению ученического коллектива, использую методику коллективных творческих дел, добиваюсь формирования активной жизненной позиции, самостоятельности и положительных нравственных качеств учащихся. Работаю в сотрудничестве с педагогами, общественными объединениями и организациями п. Белоусовка.

    В Белоусовской средней школе собрались дружные, активные, творческие ребята и педагоги, каждый из них стремится показать не только свою индивидуальность, но также сплочённость коллектива, и я этому очень рада.

    А.В.Тимофеева

    Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции старшего вожатого, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности старшего вожатого, права старшего вожатого, ответственность старшего вожатого.

    Должностная инструкция старшего вожатого относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

    В должностной инструкции старшего вожатого должны быть отражены следующие пункты:

    Должностные обязанности старшего вожатого

    1) Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей). Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Старший вожатый должен знать

    2) Старший вожатый при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации старшего вожатого

    3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

    Должностная инструкция старшего вожатого - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности старшего вожатого, права старшего вожатого, ответственность старшего вожатого.

    «____» ____________ 20__ г.

    1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность старшего вожатого [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

    1.2. Старший вожатый назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

    1.3. Старший вожатый относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

    1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

    1.5. На должность старшего вожатого назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

    1.6. Старший вожатый отвечает за:

    • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
    • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
    • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

    1.7. Старший вожатый должен знать:

    • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
    • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • возрастную и специальную педагогику и психологию;
    • физиологию, гигиену;
    • закономерности и тенденции развития детского движения;
    • педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;
    • индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;
    • специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;
    • методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;
    • основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
    • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
    • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
    • основы экологии, экономики, социологии;
    • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
    • правила по охране труда и пожарной безопасности.

    1.8. Старший вожатый в своей деятельности руководствуется:

    • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
    • правилами внутреннего трудового распорядка;
    • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
    • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
    • настоящей должностной инструкцией.

    1.9. В период временного отсутствия старшего вожатого его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

    2. Функциональные обязанности

    Старший вожатый обязан осуществлять следующие трудовые функции:

    2.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

    2.2. В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений.

    2.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях.

    2.4. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

    2.5. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей).

    2.6. Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

    2.7. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений.

    2.8. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

    2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей).

    2.10. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

    2.11. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    В случае служебной необходимости старший вожатый может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

    Старший вожатый имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

    • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
    • на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
    • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
    • на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
    • на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
    • на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
    • на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
    • на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
    • на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

    3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

    3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

    3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

    3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

    4. Ответственность и оценка деятельности

    4.1. Старший вожатый несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

    4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

    4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

    4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

    4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

    4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

    4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

    4.2. Оценка работы старшего вожатого осуществляется:

    4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

    4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

    4.3. Основным критерием оценки работы старшего вожатого является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

    5.1. Режим работы старшего вожатого определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

    6.1. Старшему вожатому для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

    С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

    Охрана труда и техника безопасности в школе

    по Охране труда

    Артек Е.А.

    протокол № ____ от «__»___ 201__г.

    3.6. Организует, принимает участие в организации каникулярного отдыха школьников, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

    3.7. Проводит необходимую работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций и объединений.

    3.8. Обеспечивает эффективное взаимодействие органов самоуправления общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов школ и детских общественных организаций.

    3.9. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе в школе, ведёт в установленном порядке документацию.

    3.10. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы.

    3.11. Принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) учащихся.

    3.12. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой общеобразовательного учреждения.

    3.13. Осуществляет контроль, оценку хода и результатов работы детских общественных организаций и объединений.

    3.14. Организует наглядное оформление общеобразовательного учреждения по тематике проводимой им работы.

    3.15. Принимает возможные меры к развитию и сохранению материальной базы детских общественных организаций и объединений в школе.

    3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в ходе образовательного процесса.

    3.17. В процессе работы с детьми соблюдает должностную инструкцию старшего вожатого в школе, выполняет установленные правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

    3.18. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования.

    3.19. Соблюдает существующие этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога школы.

    3.20. Систематически занимается повышением своей квалификации.

    Старший вожатый имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися, планировать её исходя из общего плана деятельности школы и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    4.2. Участвовать в управлении образовательной организации в порядке, определённом Уставом общеобразовательного учреждения. Принимать участие в работе Педагогического совета школы.

    4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.

    4.4. Давать учащимся школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

    4.5. Давать обязательные распоряжения представителям детских организаций школы.

    4.6. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся представителями детских общественных организаций школы, без права входить в помещение после начала занятий и делать замечания в течение всего мероприятия (исключая случаи экстренной необходимости).

    4.7. Вносить необходимые предложения:

    • о начале, прекращении или приостановлении трудовой деятельности конкретных детских общешкольных организаций;
    • о поощрении различных представителей детских общешкольных организаций;
    • по вопросам совершенствования текущего воспитательного процесса в школе.

    4.8. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

    4.9. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним соответствующие конкретные объяснения.

    4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

    4.11. На конфиденциальность проводимого дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение с работы в школе за данный проступок не будет являться мерой дисциплинарной ответственности.

    5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы старший вожатый общеобразовательного учреждения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством.

    5.5. За виновное причинение школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных данной должностной инструкцией, старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, которые установлены трудовым и (или) гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности.

    Старший вожатый школы:

    6.1. Осуществляет работу в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.

    6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическим коллективом школы, образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями.

    6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы старшего воспитателя согласовывается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.

    6.4. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, проводит ознакомление под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в свою компетенцию, с педагогическими работниками, а также заместителями директора школы.

    6.6. Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, которая получена на выездных совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации, непосредственно после момента её получения.

    6.7. Осуществляет информирование администрации общеобразовательного учреждения о возникших трудностях и проблемах в своей работе.

    Должностную инструкцию старшего вожатого разработал:

    С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)

    «___»____20___г. __________ (______________________)

    инструкций для школы

    Должностные для школы

    Охрана труда в школе

    Охрана труда в кабинетах

    Гражданская оборона

    Поддержка сайта

    Аренда авто в Екатеринбурге у нас на сайте

    Дешевые матрасы в барнауле цена

    инструкций для ДОУ

    Должностные для ДОУ

    Охрана труда в ДОУ

    Безопасность на дороге

    Пожарная безопасность

    Охрана труда в лагере

    Объявления

    Посадові інструкції

    Баннер сайта

    Должностная инструкция старшего вожатого в школе

    1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.

    1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.

    1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

    1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», решениями правительства Москвы и органов управления об¬разованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обу¬чающихся: административным, трудовым и хозяйственным законода¬тельством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовы¬ми актами образовательного учреждения, настоящей дол¬жностной инструкцией, трудовым договором (контрактом).

    Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

    2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

    2.2. Организация внеурочной деятельности обучающихся.

    3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает программировать их деятельность на принципах добровольности, самостоятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;

    3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;

    3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;

    3.4. Организует наглядное оформление образовательного учреждения по тематике проводимой им работы;

    3.5. Создает в образовательном учреждении благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

    3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

    3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;

    3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;

    3.10. Участвует в разработке воспитательной программы школы совместно с заместителем директора по воспитательной работе;

    3.11. Привлекает старшеклассников к вожатской деятельности среди младших классов, к участию в различных конкурсах, направленных на самореализацию, воспитание и творческое развитие личности;

    3.12. Координирует работу органов ученического самоуправления;

    3.13. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;

    3.14. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

    3.15. Соблюдает права и свободы обучающихся.

    Старший вожатый имеет право:

    4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы образовательного учреждения и педагогической целесообразности;

    4.2. Участвовать в управлении образовательного учреждения в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;

    4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;

    4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

    4.5. Повышать квалификацию;

    4.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

    4.7. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся ОО;

    4.8. Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку своей деятельности.

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.