Полис осаго — новые изменения и новые правила экспертизы. Осаго только на год, новые правила экспертизы и другие неприятные нововведения июня Новые введения по осаго

Каждый автовладелец транспорта должен знать правила страхования ОСАГО, которые действуют в 2018 году. Выясним, какие нововведения приняты правительством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вы не знаете, какая действующая редакция правил ОСАГО в 2018 году? Значит, поспешите исправить это, чтобы понимать, как и когда нужно покупать полис. Ведь от приобретения страховки вам никуда не деться, а значит, нужно знать свои права, обязательства, новые возможности.

Какие произошли изменения

С 2018 года произошел ряд изменений в правилах ОСАГО. Вносятся коррективы и в 2018 году. Власти стараются приблизить страхование к европейскому уровню, и поэтому проводятся реформы.

Перечислим основные изменения:

  1. Теперь владельцам транспортных средств не нужно вызывать инспектора на место ДТП, если сумма нанесенного ущерба не превышает 50 тыс. рублей. Убытки оформляются в европротоколе, на основании которого водители могут получить страховое возмещение.
  2. Страховая компания не имеет права отказываться от продажи автостраховки ОСАГО. При нарушении такого правила, страховщики получат штраф в размере 50 тыс. рублей . Продажа полисов осуществляется во всех офисах. Эта мера не позволит страховщикам отказываться от реализации ОСАГО в убыточном регионе.
  3. Страхователи получили больше возможностей. Страховые выплаты могут производиться в денежной форме или в натуральном виде (проводится ремонт авто).
  4. Введено досудебный порядок рассмотрения спора. При оспаривании размера выплаты водитель просто 2 раза подает претензию в СК.
  5. При наличии справки ОСАГО можно получить возмещение по автокаско и ДСАГО.
  6. При оформлении убытков по европротоколу, страховщики не могут требовать дополнительного подтверждения и документов от физлица, кроме тех, что составлялись при аварии.
  7. Величина выплат будет определена согласно договорам страхования, а не лимитам по европротоколу.
  8. В 4 регионах (в Санкт-Петербурге, Москве и области, Ленинградской области) максимальное перечисление может составлять 400 тыс. руб. Для других территориальных округов выплата достигнет такого уровня в 2019 году.
  9. При просрочке платежа страховая фирма должна будет платить 0,05 – 50% в зависимости от ситуации. Величина санкции не должна превышать страховые суммы.
  10. Увеличено тарифы на 40 – 60%.
  11. Убытки возмещаются строго в свою страховую фирму (при ДТП, что попали под требования ПВУ).
  12. Внесено уточнения в правила оформления европротоколов – на протяжении 5 дней водитель должен уведомить страховую компанию о дорожно-транспортном происшествии.
  13. Установлено требования к банковским учреждениям – РСА имеет право размещать свободную сумму фонда. Банк не подконтрольный страховщику.
  14. Предусмотрены правила исключения страховой из РСА, отзывов лицензии.
  15. Введено такое понятие, как «тарифный коридор» (максимальные и минимальные показатели тарифов) ОСАГО. Страховщиками могут применяться тарифы в пределах таких коридоров.
  16. Не страхуется техника на гусеничном, санном ходу.
  17. Прекращено страхование ОСАГО прицепов по определенным контрактам. Будут ставить отметку в полисах тягачей с дополнительной платой.
  18. Все сведения о составленных контрактах должны заноситься в АИС РСА на протяжении дня после того, как заключено договор.
  19. Заключая договор, стоит использовать информацию АИС РСА о показателе КБМ, о том, что пройдено техосмотр.
  20. Страховщики несут ответственность за то, что незаконно используют бланки страховки.
  21. Страховщик должен производить оплату по всем полисам, кроме тех, что были похищены.
  22. Правительством производится аттестация экспертов-техников.

Введено и такие правила:

  1. Страховые организации получили возможность предлагать клиентам скидки, а также повышать стоимость страховки.
  2. Принято единую методику оценивания нанесенного ущерба.
  3. Запущена база данных, где есть сведения о страховой истории каждого автолюбителя.

Последние изменения правил ОСАГО вступили в силу с начала июля 2018 года и касаются они порядка оформления электронной страховки.

Основные положения правил ОСАГО для физических лиц

Рассмотрим утвержденные новые правила ОСАГО с 1 июля 2018 года подробнее. Выясним, как проводится оформление договора.

В оформлении

Каждый водитель при оформлении ОСАГО должен подать утвержденный перечень справок:

  • или талон;
  • технический паспорт транспортного средства;
  • удостоверение личности;
  • водительские права;
  • , если такая имеется.

Стоимость полиса рассчитывается в каждом случае индивидуально – используется установленная формула с коэффициентами, которые влияют на окончательную цену страхового продукта.

После того, как договор страхования будет заключен, страховщик выдаст:

  • сам полис с поставленной печатью и подписью уполномоченного лица;
  • квитанцию, которая подтвердит факт оплаты страховки;
  • правила, используемые при страховании;
  • бланк (2 экземпляра).

ОСАГО будет действовать не больше года.

Автомобилист обязан ездить со страховкой. Если таковой не окажется при проверке инспектором, физическое лицо получит штраф.

Вы имеете право оформить полис даже в последний день действия талона ТО. Ранее было установлено правило – талон должен быть действительным еще полгода после покупки ОСАГО.

Если вам отказывают в оформлении договора, возьмите у работников СК справку об этом. На основании такого письменного отказа можно будет подать исковой заявление в судебную инстанцию.

Для оформления ОСАГО нужен ТО. Но есть ситуации, когда проведение техосмотра не является обязательной процедурой:

  • если авто новое (дается освобождение от ТО на 3 года);
  • если ТС перегоняют к месту регистрации;
  • если авто перемещают к месту проведения техосмотра.

В расчете по регионам

Правительством откорректировано региональные коэффициенты, а также изменено тарифы. Изменение коэффициентов прошло по всем субъектам. В одних территориальных округах такие показатели увеличены, в других – снижены.

Самые большие ставки установлены в таких регионах:

  • Мордовия;
  • Камчатский край;
  • Воронежская обл.;
  • Ульяновская обл.

Меньшие значения (20 – 40%) применяются в таких областях:

  • Магаданская обл.;
  • Дагестан;
  • Еврейская автономная область.

В отношении легкового транспорта, что является собственностью компании, трактора и мотоцикла применяется ставка 22, 25, 42 процента соответственно. Увеличен тариф для авто с грузоподъемностью более 16 т (41%).

В продлении полиса

С начала июля этого года водители имеют возможность продлевать страховку ОСАГО посредством интернета. Теперь страхователя не обязательно отправляться в офис страховой компании для этого.

Но есть некоторые моменты, о которых нужно помнить:

  1. Физлица, которые желают приобрести страховку в первый раз, могут это сделать онлайн не с 1 июля, а с конца года.
  2. Юридические лица могут воспользоваться такой услугой только со средины 2018 года.

Власти и страховщики уверяют, что упрощенная пролонгация страховок необходима, так как программа характеризуется сложностью ее проведения для каждой категории страхователей. Так можно будет избежать проблем юрлицам, что возникнут после запуска программного продукта.

Порядок действий водителей при продлении полиса в интернете:

  • покупая полис впервые, водитель отправляется в СК, где заключает договор. На этом этапе происходит идентификация личности.;
  • сведения о лице отражаются в единой базе, которая доступна страховщикам;
  • владелец транспортного средства получает страховку;
  • когда срок действия полиса закончится, физлицо пройдет авторизацию на портале страховой фирмы, введя сведения, которые у него уже имеются;
  • оплачивается услуга (есть несколько вариантов оплаты);
  • страховка высылается на электронную почту.

В проведении технической экспертизы

Страховая неохотно платит средства при наступлении страхового случая. Чтобы минимизировать риск получения отказа в выплате полагающихся средств, нужно провести оценку стоимости транспортного средства.

Определяется сумма нанесенного вреда для дальнейшего ее перечисления. Оценивание осуществляется экспертным бюро.

Экспертиза проводится партнерами страховой организации, хотя не исключается возможность водителя обратиться к независимому оценщику.

Оценивание осуществляется с соблюдением законодательных положений. О времени и месте проведения экспертизы будет сообщено всем заинтересованным лицам заблаговременно.

Результаты проведения экспертизы оформляются заключением, на основании которого лицо вправе обратиться за компенсацией нанесенного ущерба.

В расторжении договора

Расторжение договора может инициироваться:

  1. Страховщиком, если клиентом при составлении контракта представлены ложные сведения, о чем компания узнала позднее. Уплаченные страховые взносы недобросовестный водитель обратно не сможет получить.
  2. Страхователем в любое время. Страховые взносы ему возвращаются (правила ОСАГО, 6 глава), если осуществляется продажа авто, машина угнана, повреждена (если она не подлежит восстановлению), сдана на металлолом, автовладелец умер. В иных случаях рассчитывать на получении остатка взносов страховщик не может.

Как осуществляется расторжение контракта? Застрахованное лицо приезжает в СК и пишет заявление. Представляются такие справки:

  • удостоверение личности;
  • страховка;
  • квитанция о перечислении страхового взноса;
  • договор купли-продажи (если авто продается);
  • доверенность (если сделка совершается представителем физлица);
  • техпаспорт;
  • документ или ГИБДД о снятии машины с учета;
  • свидетельство о смерти (если собственник авто умер);
  • сберкнижка (если средства должны перечисляться через банковское учреждение).

В возмещении ущерба

Страховая компания обязана возмещать ущерб нанесенный здоровью лица, компенсировать затраты на лечение, утраченный заработок. Возмещается также ущерб, причиненный имуществу гражданина.

Потерпевшее лицо имеет право выбрать метод возмещения – получить денежную компенсацию или отремонтировать авто в СТО, которая является партнером страховой организации.

Сумма компенсации также отличается. Если лицо получило травму, при определении размера возмещения будет учитываться степень ее тяжести.

Если гражданину присвоено группу инвалидности, и у него есть несовершеннолетние дети, то компенсация будет составлять 500 тыс. рублей .

После ДТП лицо должно обратиться в страховую компанию с перечнем документов. Правила действий физлица будут зависеть от последствий аварии. В качестве доказательств допускается предоставление видеоматериалов, фотографии и т. д.

В отдельных случаях компенсация может составить сумму, что превышается установленные лимиты. Но если такая сумма превышает утвержденные законодательством нормы, страховая компания выплачивает разницу.

В отказе от выплаты

Если страховая фирма отказывается возместить ущерб, вам нужно подать на имя руководителя письменную претензию. Если она не удовлетворяется в установленные сроки, можно подать иск в судебный орган.

Кстати, об отказе в возмещении страховая организация должна уведомить застрахованное лицо в утвержденные сроки (20 дней после подачи гражданином заявления на получение компенсации).

В противном случае нужно будет заплатить штраф и неустойку, размер которой рассчитывают индивидуально в каждом случае.

Подсчеты производятся исходя из расчета 0,05% за каждый день просрочки. Максимальная величина не должна выйти за рамки страховых сумм.

Для юридических лиц

Положение о правилах ОСАГО для юрлица характеризуется наличием ряда особенностей:

  1. Часто компании имеют большие автопарки. Как страховать большое количество автомобилей? ОСАГО стоит оформлять в отношении каждого ТС. На каждую машину будет выписано отдельный полис, стоимость которого определяют с учетом индивидуальных особенностей авто.
  2. Наименьший период страхования – полгода.
  3. ОСАГО для юрлица оформляется на неограниченное количество лиц, которые будут управлять транспортом. Учет возраста и стажа не ведется.
  4. При приобретении страховки на авто с прицепами придется оформить полис и на сами прицепы.
  5. При определении стоимости региональные коэффициенты учитываются по месту регистрации машины.
  6. Начисление осуществляется не на водителя, а на авто.

В остальном страхование машин юридическими лицами не имеет отличий от обычного ОСАГО для физлиц.

При оформлении ТС у вас затребуют такие данные:

  • ИНН компании;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию фирмы;
  • название предприятия;
  • ПТС, свидетельство о наличии прав собственности на авто;
  • доверенность, приказы на уполномоченное лицо, которое страхует транспорт;
  • карта диагностики;
  • старые договора ОСАГО.

Центральный Банк РФ дал «Росгосстраху» полгода на устранение нарушений, из-за которых ограничил действие лицензии компании на ОСАГО.

«Установить срок для устранения выявленных нарушений — шесть месяцев со дня опубликования приказа», — говорится в приказе ЦБ, опубликованном в среду в «Вестнике Банка России». Отметим, что ограничение на действие лицензии «Росгосстраха» вступает в силу с 27 мая.

Днем ранее ЦБ ограничил действие лицензии «Росгосстраха» на осуществление ОСАГО владельцев транспортных средств.

Решение принято «в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности применения коэффициента бонус-малус, который учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат при расчете страховой премии по ОСАГО».

По оценке регулятора,

страховая компания не предоставляла автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованно отказывала в заключении договоров, а навязывания дополнительных услуг носили массовый характер.

«Только с 1 апреля по 25 мая в ЦБ поступило более 2300 жалоб от граждан на действия «Росгосстраха» при заключении договоров ОСАГО, — говорится в заявлении регулятора. — С начала года компании было выдано 385 предписаний, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования)».

Поясним, что ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулярно претерпевает изменения, направленные на улучшение положения автовладельцев, снижение затрат СК и упорядочение структуры рынка. За последний 2016 год общее число изменений перевалило за сотню. В данной статье разберем основные изменения, произошедшие в указанном году, а также нововведения, вступившие в силу в 2017 году.

Какие изменения не наступили 01 января 2017 года?

Как было сказано выше, из всех инициатив, предлагавшихся РСА, ЦБ, Правительством и Госдумой РФ и инициативными группами, в нынешнюю редакцию Федерального Закона включено лишь оформление электронных полисов и внедрение единой информационной базы РСА. Она позволяет СК обмениваться информацией о бывших и нынешних клиентах. Не нашли отражения в нынешней редакции следующие изменения:

  • запрет на привлечение независимых экспертов;
  • замена компенсационных выплат натуральной схемой;
  • увеличение ущерба по «Европротоколу» до 100 тыс. руб.;
  • отмена коэффициентов мощности ТС;
  • отказ от амортизации запчастей и деталей, идущих под замену;
  • увеличение числа категорий ТС, где полис не нужен;
  • «привязка» стоимости полиса к количеству совершенных нарушений ПДД.

Европротокол

Главным нововведением в 2016 году стало расширение требований, предъявляемых к оформлению ДТП без привлечения уполномоченных на то сотрудников полиции - по, так называемому, Европротоколу. При соблюдении ряда требований некоторые аварии можно не оформлять в ГИБДД и, после составления схемы, сразу отправляться в свою компанию. Стороны ДТП по-прежнему могут оформить ДТП в соответствии с Европротоколом, в случаях если:

  • очевидная стоимость повреждений не превышает 50 тыс. руб.;
  • в ДТП пострадали только ТС (не больше двух);
  • в аварии не пострадали граждане - водители, пассажиры, пешеходы;
  • ответственность обоих участников ДТП защищена автогражданкой;
  • у участников инцидента нет разногласий по поводу роли и вины каждого;
  • по факту ДТП составлена схема с указанием объектов окружающей инфраструктуры;
  • место ДТП прошло фото- и видеофиксацию с указанием координат через ГлоНАСС или иную систему спутникового позиционирования.

Пакет документов, составляющийся участниками на месте ДТП по Европротоколу, не может быть изменен или увеличен по требованию. Между тем, нечистоплотные менеджеры иногда требуют от граждан справку о ДТП или форму калькуляции поврежденных деталей, чтобы, не получив их, отказать в возмещении по ОСАГО. Это незаконно!

Электронные полисы ОСАГО

В 2016 г. в России были введены электронные полисы ОСАГО, с ходу названные е-ОСАГО. С 01 июля 2016 года граждане, имевшие на руках бумажные полисы, получили право пролонгировать автогражданку в электронной форме, а полноценная продажа стартовала 01 октября. Информация не всегда передавалась в органы ГИБДД, поэтому автовладельцам рекомендовали распечатывать электронную квитанцию и возить с собой.

Изменившиеся правила обязательного страхования гражданской ответственности совпали с двумя знаковыми решениями, также отраженными в Законе «Об ОСАГО». Во-первых, за отказ в продаже бумажного полиса положен штраф в размере 50 тыс. руб. Это стало ответом на отказ реализации автогражданки в убыточных регионах и навязывание дополнительных услуг.

Во-вторых, в сфере автогражданки стало применяться досудебное урегулирование споров: если заявитель дважды направляет заявление на возмещение, СК после второго раза обязана выплатить заявленную сумму, либо дать мотивированный ответ. Далее - суд.

Нововведения 2017 г.

Единственное принципиальное изменение 2017 года, затронувшее правила ОСАГО, стало обязательство (а не право) СК продавать электронные полисы. Однако проходившая весь 2016 год подготовка ударила по ним самим: компании нередко отказывались продавать полисы новым клиентам, теряли коэффициент бонус-малус, навязывали дополнительные условия.

В декабре 2016 года, пока Центробанк России и РСА проводили консультации по повсеместному внедрению «электронного ОСАГО», СК не заключали договоров (даже в рамках пролонгации) с клиентами из других субъектов РФ. На вопрос, как быть, если транспортное средство принадлежит ближайшим родственникам, менеджеры СК отвечали: перерегистрируйте ТС на себя!

В 2017 году все страховые компании обязаны:

  • продавать Е-ОСАГО любому обратившемуся лицу;
  • обеспечивать бесперебойную работу официального сайта;
  • информировать о проводимых на сайте работах не менее чем за сутки;
  • допускать отключение сайта не более чем на четыре часа за месяц;
  • выдерживать нагрузку в 10 000 посетителей одновременно (для новых сайтов);
  • принимать заявления на продажу ОСАГО любым электронным способом (включая E-mail);
  • использовать официальные данные из базы РСА.

Последний пункт вызывает наибольшие сомнения. Нечистоплотные игроки часто «забывали» передавать в РСА бонус-коэффициент, из-за чего опытный водитель, не допускающий ДТП, из года в год ездил с одной и той же скидкой. При оформлении е-ОСАГО специалист СК вновь обратится в информационную базу Союза и насчитает имеющиеся там скидки.

Пункт «К» ст.14 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает вероятность отказа в выплате, если клиент при заключении договора в виде электронного документа предоставил недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера премии. Проще говоря: неправильно заполнил форму на сайте - сэкономил тысячу рублей - остался без компенсации!

Юристы и представители Российского союза автостраховщиков подчеркивают: перед оплатой автогражданки необходимо уточнить общую скидку. Если оплата уже произведена, нужно ехать в офис СК и писать заявление на возврат излишне уплаченных денег, после этого в форму е-ОСАГО и распечатанную квитанцию с сайта будут внесены изменения.

Если гражданин, оформив е-ОСАГО, все же захочет получить бумажный полис, документ будет выдан ему на руки или отправлен почтой бесплатно - правила ОСАГО предусматривают такой вариант. Заказчик, помимо стоимости электронного бланка, оплачивает лишь пересылку.

Независимая экспертиза в 2016 году

Во время обсуждения последних поправок в Закон «Об ОСАГО» резонанс вызвали планы РСА запретить привлечение независимых автомобильных экспертов. По словам представителей главы Союза, правозащитники отсуживали до 10 млрд руб. ежегодно, указывая в исковых требованиях суммы, завышенные в несколько раз по сравнению с независимыми экспертами - нередко, аффилированными.

К лицам, попавшим в ДТП, приезжали независимые правозащитники. Стороны заключали договор, по которому потерпевший получал определенную сумму «здесь и сразу», а взамен выписывал доверенность на право представления своих интересов в СК и суде. Далее талантливые юристы составляли тысячи грамотных исков и выигрывали!

Если учесть, что суды вставали на сторону этих самых правозащитников (то есть, признавали законное право требования и исковую сумму), они находились в рамках правового поля. Следовательно, заявления функционеров РСА о «почти воровстве» 10 млрд руб. не имеют отношения к реальности, а теряемые деньги должны были оставаться операционной прибылью?

Нововведения 2017 г.

Для противодействия посторонним юристам претерпел изменения п. 11 ст. 12 Закона «Об ОСАГО». При наступлении случая, гражданин обязан в установленный законом срок подготовить заявление о выплате - раньше требовалось предоставить транспортное средство или его остатки для осмотра. Если таковое не поступало, гражданин не имел права на выплату. Кроме того:

  • потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу до направления документов в СК;
  • если она была организована в обход СК, результаты не принимаются;
  • срок выплаты исчисляется с момента первичной или повторной подачи документов в СК.

Для прохождения экспертизы необходимо предоставить:

  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • документы о ДТП или их копии, направленные в СК;
  • справку о ДТП (если она выдавалась сотрудником ГИБДД);
  • направление на экспертизу, если между СК и экспертом (компанией) заключено соответствующее соглашение;
  • иные документы по факту аварии.

Пункт 5 тех же Правил гласит: автовладелец вначале обязан обратиться к СК за направлением на экспертизу, и идти в независимую структуру, только если ему не было выдано направление в установленный законом срок. Следовательно, привлеченные правозащитники, действуя по доверенности, все равно должны обратиться в СК за направлением, и лишь в случае несогласия имеют право провести альтернативную проверку.

Банкротство СК в 2016 году

Большое значение для профессионального сообщества, но не очень - для рядовых потребителей - имеет ст. 20, где появилось понятие банкротства страховой компании и переход ее прав и обязанностей к профессиональному объединению (ПОС). В 2016 году указывалось, что ПОС вправе подавать регрессные иски и истребовать компенсации с виновников ДТП.

Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

Действующим законодательством предусмотрены коренные изменения в работе СК. С начала будущего года возможность приобрести или продлить полис ОСАГО в онлайн-режиме будут предоставлять все без исключения страховщики, начала работать система Единый агент, призванная облегчить приобретение полиса в убыточных районах.

Ингосстрах запустил е-ОСАГО, а Росгосстрах страхует выборочно

Ноябрьское заявление представителей Ингосстраха о начале онлайн-продаж ОСАГО уже в текущем году соответствует действительности. В первых числах декабря компания открыла сервис по оформлению и продлению е-полисов. Покупка подобной страховки доступна на сайте компании после внесения в форму заявления необходимых сведений, их проверки и последующего расчета стоимости. Пока оплатить покупку можно через платежную систему Вебмани или интернет-ресурс Альфа-банка , но в дальнейшем планируется расширить возможности оплаты.

Сейчас идет отладка работы сервиса, в рабочем режиме устраняются и корректируются недостатки. Подробный процесс вскоре будет опубликован на сайте Ингосстраха как отдельная поэтапная инструкция, хотя преимущества и недостатки сервиса уже активно обсуждаются форумчанами.

Одновременно с этим, признанный «первопроходец» рынка продаж Росгосстрах не спешит открывать публичный доступ к оформлению е-ОСАГО , приостановленный еще в марте текущего года, хотя пользователями отмечено кратковременное подключение сервиса в начале декабря. В настоящее время ресурс не функционирует, но по сообщениям форумчан SMS с предложениями оформления е-полисов приходят некоторым абонентам, вероятно СК продолжает работать с «выгодными» клиентами.

Какой «единый агент ОСАГО» настоящий, а какой - мошенник

Законодательно установленная обязанность страховщиков по реализации всем без исключения владельцам авто, невзирая на уровень убыточности, не всегда исполняется СК, поскольку их не обязали реализовывать полисы во всех российских регионах. А проблемных районов в стране достаточно: на юге РФ тысячи автолюбителей неделями простаивают в очередях , готовые приобрести вожделенный полис на любых условиях, даже с увесистым пакетом ненужных услуг.

Именно такая ситуация спровоцировала РСА и ЦБ осуществить запуск необычного способа продаж страховки ОСАГО всеми СК – организацией Единого агента, оформляющем в случайном порядке полисы на распределенный РСА перечень автомобилей в неблагополучных регионах.

Подобная система достаточно громоздка, не всегда удобна, но способна как-то разрешить создавшуюся ситуацию. В агентскую систему входят исключительно компании – участники РСА , объединенные договором об осуществлении совместной работы по повышению доступности услуг ОСАГО на отдельных территориях РФ. Адреса этих страховщиков публикуются на .

Реализация по Единому агенту исключает оформление онлайн-полисов, она осуществляется только в офисах СК.

Понятно, что мошенники не могли не воспользоваться ситуацией и запустили сайты-однодневки с зазывающими названиями «Единый агент ОСАГО». Отличить их можно по рекламе, призывающей покупать е-полисы , что невозможно, так как при осуществлении агентской деятельности не разрешены онлайн-продажи. К тому же, должно насторожить и требование перечислений средств за услуги на Яндекс.Кошелек, что неприемлемо для официальных сайтов, принимающих оплату по реквизитам банковских счетов.

Прежде чем обратиться за помощью, ознакомьтесь с отзывами. Покупать е-полис без риска быть обманутым можно лишь на официальном сайте СК.

Саратовская область официально стала проблемным регионом по ОСАГО

С 6-го декабря Саратовская область пополнила перечень убыточных (для страховщиков) районов страны , в которых реализация осуществляется по Единому агенту. Список компаний, практикующих подобную реализацию страховки, планируется к опубликованию спустя некоторое время.

Эта система предусматривает схему, когда каждая СК реализует полисы всех других страховщиков, объединенных договором, обязательным для участников – членов РСА. Невыполнение обязательств грозит лишением лицензии и исключению из организации. Агентскую систему практикуют в 9-ти российских областях , в южных районах, Башкортостане, Татарстане, Мордовии и Осетии.

Присоединение Саратовской области к этому перечню обусловлено печальной статистикой: за 9 м-в 2016 года СК выплачено более 600 млн. руб., половина из которых (293 млн. руб.) ушла на оплату накладных и судебных расходов, что и вызвало кризисную ситуацию, поскольку страховщикам не выгодно реализовывать полисы в регионе.

По данным РСА в октябре 2016 общий объем продаж в новой системе составил 127 тыс. полисов. Однако проверить достоверность этих сведений пока невозможно. Слабая отлаженность системы позволяет страховщикам механически «прогонять» обычного клиента по статусу Единого агента, увеличивая показатель. Криминальной составляющей здесь нет, но и опираться на статистические данные пока рано.

На грядущую реформу по введению возлагают надежды и законодатели, и рядовые автомобилисты , так как теоретические расчеты весьма оптимистичны. С наступлением будущего года можно будет увидеть практические результаты.

Минфин разошелся во взглядах на реформу ОСАГО с ЦБ и РСА

Уходящий год щедр на самые разные предложения по реформам рынка страхования по ОСАГО , исходящие, как правило, от ЦБ, РСА и Минфина, завершившего недавно работу над целым рядом законодательных поправок. Анализ новостей показал, что предложения Минфина зачастую не разделяют ЦБ и РСА. Разногласия выражаются в следующем:

  • Минфин не приемлет принцип «ремонт вместо денег» , каким его видит ЦБ – натурализацией выплат, подразумевающей переход к возмещению ущерба не финансовым покрытием, а проведением ремонтных работ на станции ТО за счет средств СК. О подобном изменении в апреле 2016 говорил президент России. Летом депутатом Емельяновым аналогичный проект был внесен в Думу и предварительно рассмотрен в октябре. Однако вопрос, кем должно приниматься решение об отправке авто в ремонт либо выплате денежной суммы, остался открытым – ЦБ и Минфин не пришли к согласию. В законопроекте Емельянова предложено решение этого вопроса передать в ведение СК, действующей по собственному усмотрению, но выполняющей условие: СТО, где автомашину ремонтируют, должна располагаться поблизости от места жительства пострадавшего автовладельца.
  • Минфин не согласен с предложением РСА о реализации е-ОСАГО на сайте РСА, а не только на сайтах непосредственных страховщиков , вероятно преследующего целью контроль над партнерами в части неправомерного ограничения объемов продаж. Мотивирует свое несогласие Минфин опасностью создания РСА своеобразного аналога Единого агента в режиме онлайн, а также законодательным запрещением посреднических услуг при продаже е-полисов.

ЦБ смягчил правила продажи е-ОСАГО. Полчаса на оформление? Нет.

По сообщениям газеты «Ведомости» умерил требования к техническим проблемам работы сайтов СК по реализации е-полисов. Речь идет об исключении ситуаций, когда страховщики саботируют продажи в режиме онлайн, ссылаясь на технические неполадки в функционировании сервисов.

Эти, весьма жесткие требования вызвали вполне оправданные протесты страховщиков, поскольку не все зависит от собственно СК. Их сайты взаимодействуют с различными сторонними сервисами (РСА, базой техосмотра и др.), также работающими нестабильно, что не раз отмечалось рядовыми автомобилистами и должностными лицами.

Вице-президент Д. Быстров отметил, что сотрудники СК не раз сталкивались с невозможностью доступа на сервисы РСА, ЕАИСТО , др., и, соответственно, продолжения оформления е-полиса. И хотя, число подобных неприятностей заметно снижается, уверенно говорить о бесперебойной работе сервисов пока нельзя.

Озвученные в документе изменения касаются увеличения допустимых временных периодов зависания сайта. С 1 января 2017 сервисы по могут законно простаивать до 30 минут, в отличие от установленных прежним проектом 2 минут. СК также разрешено ежемесячно осуществлять техобслуживание в ночные часы, известив об этом пользователей на главной странице сайта за сутки до начала работ.

Однако, вывод, прозвучавший в СМИ, о возможности оформления е-полиса в течение получаса с момента составления заявки, неверен, поскольку сведения, внесенные покупателем должны полностью совпадать с данными , а информация о наличии техосмотра проверяется по базе ЕАИСТО. На все требуется время, и трактовка «оформления за полчаса» по меньшей мере некорректна.

Предписание о недопущении простоя сайта более получаса совершенно не означает обязательств страховщика продать е-полис в течение 30 минут.

ОСАГО по новому. Видео

Минфин предлагает сделать три тарифа ОСАГО

Минфин завершил работу над поправками к действующему закону и направил проектный документ в соответствующие инстанции для ознакомления и обсуждения. Планируемые сроки рассмотрения предложений, по мнению ТАСС – весна 2017, а вступления в силу – 2017-2018 годы.

Сенсаций не предвидится, все вопросы, инициируемые Минфином, а также ЦБ и депутатами, на протяжении 2016 года выносились на обсуждение.

Предлагается:

  1. Введение 3-х тарифов на страховку ОСАГО:
  • «эконом» с действующими выплатами в размерах 400 тыс. руб. на восстановление имущества, 500 тыс. руб. – на реабилитацию;
  • «стандарт» с увеличением лимита до 1 млн. руб.;
  • «премиум» с лимитом 2 млн. руб.
  1. Установить предельный размер штрафа 10 тыс. руб. за допущение просрочек выплат, расчет санкций осуществлять исходя суммы в 200 руб. за каждый просроченный день;
  2. Провести реформу системы КБМ ОСАГО;
  3. Уменьшить или полностью упразднить соотнесение стоимости полиса ОСАГО к мощности машины в л/с;
  4. Расширять с предоставлением СК права определения пути к определению коэффициентов страховых тарифов.

Перечисленные предложения изложены в проекте документа, пока не согласованного с другими инстанциями. Не исключено, что в процессе обсуждения они претерпят значительные изменения, либо будут полностью отклонены парламентариями.

В 2016 году систему ОСАГО ждут серьезные изменения. Главные – введение нового коэффициента к стоимости полиса и многократное увеличение числа штрафов за его отсутствие. Станет ли новый коэффициент работать «на скидку», каких камер нужно бояться тем, у кого нет полиса ОСАГО, и что будет с базовым тарифом, разбирался Банки.ру.

Чтобы тариф не «улетел в стратосферу»

Тарифы ОСАГО в 2016 году не будут повышаться «галопирующими» темпами, директор департамента страхового рынка Центрального банка Игорь Жук (напомним, тарифы на обязательную «автогражданку» регулирует ЦБ). Он уточнил, что решение о корректировке тарифов будет приниматься только по результатам тщательного мониторинга. Более конкретно возможную корректировку тарифа в Центробанке пока не комментируют.

Российский союз автостраховщиков (РСА) будет выдвигать предложения об изменении тарифа ОСАГО не раньше апреля, даже в случае роста курса доллара, сообщил Банки.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Ранее он рассказывал, что в текущие тарифы ОСАГО заложена планка курса доллара в 65 рублей (при этом 14 декабря стоимость единицы американской валюты превысила 70 рублей). «Нынешние колебания курса носят временный характер, - уверен Уфимцев. – К апрелю 2016 года мы будем готовить новый вариант справочников оценки ущерба от ДТП. Тогда и будет видно, насколько увеличилась стоимость запчастей и как на это повлияло изменение курса доллара».

Кроме того, к февралю 2016 года РСА планирует подготовить и представить в ЦБ проект плана по переходу на свободный, то есть не регулируемый государством тариф ОСАГО, рассказал Банки.ру Евгений Уфимцев. Согласие на подготовку такого плана страховщикам дала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Однако либерализация тарифа – вопрос более отдаленного будущего: как ранее заявлял заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «освободить» тариф можно будет примерно к 2020 году. Если сделать это сейчас, цена на ОСАГО может «улететь в стратосферу», полагает заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.

В проекте плана по либерализации тарифа, который готовит РСА, может быть учтен и вопрос курса доллара и изменения макроэкономической ситуации, уточнил Евгений Уфимцев. «Первым этапом либерализации может стать расширение тарифного коридора – поблажки для «хороших» водителей и ценовое ужесточение для «плохих», - рассказал он.

Напомним, сейчас базовая ставка тарифа ОСАГО для легковой машины физического лица составляет 3 432-4 118 рублей. Для расчета окончательной стоимости полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов – в зависимости от территории, числа допущенных к управлению водителей, их возраста и стажа, мощности автомобиля и срока страхования, коэффициента «бонус-малус» (скидка за безаварийное вождение и надбавка за совершенные аварии). Кроме того, применяется повышающий в 1,5 раза коэффициент за грубые нарушения условий страхования.

Базовый тариф ОСАГО повышался за последнее время дважды – в октябре 2014-го и апреле 2015 года, последнее подорожание составило 40-60%. До этого тариф не менялся с 2003 года, с момента появления ОСАГО. Одновременно с ростом цены полиса увеличились и лимиты страховых выплат: со 120 тыс. до 400 тыс. рублей за вред имуществу, со 160 тыс. до 500 тыс. – за вред жизни и здоровью.

Кара за «опасное вождение»

Для «плохих» водителей ОСАГО может существенно подорожать уже 2016 году: Центробанк собирается ввести новый коэффициент, который будет учитывать штрафы за нарушение ПДД. Такой пункт плана содержится в докладе «Основные направления развития и стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», опубликованном Банком России.

Параметры применения коэффициента – сколько нарушений будет учитываться, какие, во сколько раз коэффициент будет увеличивать стоимость полиса – еще не определены. «Сейчас математики просчитывают зависимость количества совершенных водителем ДТП от количества правонарушений», - рассказал Банки.ру Евгений Уфимцев. За ориентир, по его словам, взята планка пять нарушений в год, так как это наиболее массовая категория водителей – их более 2 млн. Но по итогам расчетов может оказаться, что учитывать нужно и три, и десять нарушений.

Уже сейчас понятно, что главным фактором для применения нового коэффициента будет не столько количество, сколько тяжесть правонарушений, говорит Уфимцев. «За «пьянку» стоимость ОСАГО может и в три раза увеличиваться», - не исключил он. Учитываться будут только те нарушения ПДД, которые влияют на аварийность: «пьяная» езда, проезд на красный свет, пересечение двойной сплошной, возможно, превышение скорости, уточнил представитель РСА.

В обратную сторону, то есть на уменьшение стоимости ОСАГО за отсутствие нарушений, коэффициент работать не будет, говорит Уфимцев. «И так существует максимальная 50-процентная скидка за вождение без аварий – мы считаем, что ее достаточно. С нынешним курсом доллара и стоимостью автомобилей минимальной стоимости полиса, которая достигнута многими аккуратными водителями, снижаться уже некуда», - пояснил он.

Тем не менее, по словам Уфимцева, возможность страховщиков поднимать стоимость полиса лихачам позволит не увеличивать базовый тариф ОСАГО для всех остальных. «Раньше мы недобирали на нарушителях и были вынуждены поднять тариф для всех пропорционально, что, конечно, несправедливо», - признает он.

По мнению президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, введение нового коэффициента – способ увеличить цену ОСАГО для еще большего числа автовладельцев. Кроме того, Тюрников видит здесь несоответствие Кодексу об административных правонарушениях РФ. «В соответствии с КоАП, человек не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение, - указывает эксперт. – Человек, который нарушает ПДД, наказывается штрафом. В системе ОСАГО его ответственность и так уже заложена – в коэффициенте «бонус-малус», так как те, кто нарушает правила, чаще всего и попадают в ДТП».

Повышение стоимости ОСАГО для лихачей оправданно, так как 90% нарушителей правил дорожного движения остаются безнаказанными, подсчитал редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Дополнительное финансовое «наказание» заставит этих водителей задуматься, как они ездят», - считает эксперт.

Новый коэффициент ОСАГО может быть привязан к понятию «Опасное вождение», которое ГИБДД планирует ввести в правила дорожного движения. Как следует из проекта постановления правительства (есть у Банки.ру), «опасное вождение» может определяться как «создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».

«Не очень понятно, как будет администрироваться «опасное вождение», так как в определении не заложен промежуток времени, за который будет засчитываться неоднократное нарушение, - указывает Сергей Смирнов. – Если человек три раза не уступил дорогу – это трехкратное нарушение одного правила или уже опасное вождение? Боюсь, это будет субъективно оценивать сотрудник ГИБДД». Штраф за опасное вождение, по словам эксперта, может стать одним из оснований для применения нового коэффициента ОСАГО.

Больше штрафов, хороших и разных

В новом году штрафов у автомобилистов может прибавиться: за езду без полиса ОСАГО (или с фальшивым полисом) будут штрафовать с помощью дорожных камер. Пилотный проект будет запущен, предположительно, в Москве и Казани, а затем распространен на всю страну. О том, что такие договоренности с ГИБДД уже достигнуты, ранее сообщали в Российском союзе автостраховщиков.

«Если в базе АИС РСА, к которой имеет доступ ГИБДД, не будет обнаружена информация о наличии полиса, то автоматически будет сформирован штраф и направлен автовладельцу, причем ровно столько раз, сколько он будет проезжать мимо камер», - говорится в сообщении РСА. Также в сообщении уточнялось, что штрафы не будут выписываться автомобилистам, оформившим полис менее пяти дней назад – именно столько времени дается страховым компаниям на внесение полиса в базу РСА.

Как уточнил Евгений Уфимцев, Казань и Москва в качестве пилотных регионов были выбраны потому, что лучше всего оборудованы камерами и предполагается, что там эксперимент сработает лучше всего. Но не факт, что в эксперименте останутся именно эти регионы, подчеркнул он.

При этом бояться камер нужно будет и тем, кто ездит без полиса, даже не нарушая ПДД. «В проекте будут задействованы два типа камер: и те, которые фиксируют только нарушения, и потоковые, которые проверяют все проезжающие машины «на угон». Потоковых камер не так много, но бояться нужно всех», - предупреждает Евгений Уфимцев.

Эта мера повысит дисциплину водителей с точки зрения покупки полисов, согласен Николай Тюрников. Однако недостаток ее также заключается в повторном наказании, считает он. «Предлагаемый РСА способ предполагает выписывать несколько десятков штрафов только за один день, хотя нарушение это одно», - говорит эксперт.

По мнению Сергея Смирнова из «За рулем», ничего противозаконного в этом нет: «Если водитель едет без полиса, он может быть точно так же несколько раз остановлен и оштрафован сотрудником ГИБДД». При этом, по его словам, есть нюансы, с которыми система автоматической фиксации не справится. «Когда я покупаю автомобиль, у меня есть десять дней на заключение договора ОСАГО, - поясняет эксперт. - Если полис у прежнего владельца не закончился, то проблем нет. А если я купил машину «пустую», без ОСАГО, то как система автоматической фиксации узнает, что за рулем новый владелец? По пути домой мне может встретиться 20 камер, каждая выпишет мне 800 рублей – и получится, что на 16 тысяч рублей я попал просто так, хотя закон не нарушал. Это в эксперименте никак не учтено, и такая проблема будет возникать повсеместно».

Как ранее сообщал РСА, за месяц союз заблокировал 37 сайтов, 39 групп и 57 аккаунтов в социальных сетях, где продавались поддельные полисы ОСАГО.

Полис без «бумажки»

С 1 января 2016 года автовладельцы, купившие электронный полис ОСАГО, будут получать СМС-уведомления о заключении договора. Также с начала года можно будет не отходя от компьютера внести изменения в существующий электронный полис. Такие доработки планируется внести в систему е-ОСАГО, рассказал Банки.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

С 1 июля 2016 года возможность купить электронное ОСАГО появится у юридических лиц. Частные лица имеют такую возможность с 1 октября 2015 года, с 1 июля - в режиме продления существующей страховки.

Тем не менее даже купившим электронный полис водителям все равно рекомендуется возить с собой бумажную распечатку. Освободить их от этой обязанности предложил вице-премьер Игорь Шувалов, который поручил подготовить соответствующие изменения в ПДД. «Сотрудникам дорожно-патрульной службы (ДПС) предложено использовать электронные ресурсы с подключением к базам данных Российского союза автостраховщиков для оперативного выявления наличия или отсутствия полиса ОСАГО», - сообщил представитель секретариата вице-премьера. Сроки подготовки и внесения изменений в ПДД в секретариате не уточнили.

По словам Уфимцева, технологически ничто не мешает отменить уже сейчас обязанность водителей возить с собой не только распечатку электронного полиса, но и традиционный бумажный, на официальном бланке. «Большинство сотрудников ГИБДД имеют электронные устройства для проверки, а если не имеют – могут запросить наличие полиса по рации. Но не решен вопрос, как водитель подтвердит наличие полиса, если в работе средств связи произошел сбой? Это может сильно затруднить проверку, поэтому на данном этапе мы рекомендуем всем водителям возить распечатку полиса с собой», - говорит Уфимцев.

Кроме того, ранее Владимир Путин подписал закон, отменяющий обязанность водителей при оформлении электронного полиса указывать в заявлении на ОСАГО страховой номер своего персонального лицевого счета (СНИЛС).

КБМ и все-все-все

В «дорожной карте» Банка России, помимо нового коэффициента, содержатся и другие планы на 2016 год: совершенствование системы присваивания коэффициента «бонус-малус», реформирование системы представительства в части урегулирования убытков по ОСАГО, а также совершенствование регулирования единой автоматизированной системы (Бюро страховых историй), содержащей сведения о договорах автокаско и ОСАГО.

С января страховщики ожидают снижения числа жалоб на неправильное применение коэффициента «бонус-малус» (в III квартале этого касались 62% всех жалоб на ОСАГО). С 1 декабря компании применяют упрощенный порядок работы с жалобами на КБМ: если раньше водителю, чтобы исправить свой КБМ, приходилось связываться со всеми компаниями, начиная с той, где коэффициент был впервые применен неправильно, то теперь всю цепочку проходить не нужно. Достаточно обратиться в свою страховую, и страховщики вместе с РСА сами пересчитают КБМ.

Реформирование системы представительства предполагает возможность для страховщиков по своему выбору передавать полномочия по урегулированию убытков уполномоченным организациям, которые должны быть аккредитованы РСА, пояснили Банки.ру в пресс-службе Банка России. «Однако пока это предложение находится в стадии проработки», - уточнил представитель регулятора.

К Бюро страховых историй подключено уже 163 страховщика и загружено около 15 млн договоров. В Центробанке рассчитывают, что в январе 2016 года будет обеспечена возможность выдачи информации из БСИ.