Стабилизационный фонд рф - не для россиян. Стабилизационный фонд российской федерации Управление средствами Фонда

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2004г. Предполагалось правительством использовать его для сглаживания различных экономических трудностей, а так же поддержки экономики. Разговоров было много и суммы в фонде были накоплены поистине астрономические. Давайте посмотрим как его использовало наше правительство. Что то не шумят о нём последнее время на каждом углу. Видимо шуметь уже не о чем.

И так в 2004г. предполагали в стабилизационном фонде накопить 83,4 миллиарда рублей. Однако к 2005 году средств там оказалось в пять раз больше – более 400 миллиардов рублей. В 2005 году тенденция сохранилась, к концу 2005 года в Стабфонде был триллион рублей, этому способствовали хорошие цены на нефть. Благодаря постоянным отчислениям стабилизационный фонд рос и на 30 января 2008г. составил 3 триллиона 851,80 миллиарда рублей.

Deutsche Bank опубликовал список крупнейших государственных инвестиционных фондов мира по состоянию на 2007 год. В первую тройку вошли: Abu Dhabi Investment Authority (ОАЭ, $875 млрд.), Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур, $330 млн.) и Government Pension Fund – Global (Норвегия, $322 млрд.). Стабилизационный Фонд России оказался на восьмом месте по размеру активов – $127 млрд. В первую десятку также вошли структуры из Саудовской Аравии, Кувейта, Китая и Гонконга.

с 1 февраля 2008 г. Стабфонд как таковой исчезнет. Утвержденные правительством правила закрепят его раздел на нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Российское правительство уже начало залезать в Стабилизационный фонд. По словам вице-премьера и министра финансов А. Кудрина, на так называемые «институты развития» в 2008 году было направлено 640 млрд. руб.: 300 – из Стабфонда и 300 – из дополнительных доходов бюджета. К таким институтам Кудрин относит: Банк развития – на его капитализацию будет дано 180 млрд. руб.; корпорацию по управлению ЖКХ – Фонд содействия реформе ЖКХ, 240 млрд. руб.; корпорацию по нанотехнологиям – 130 млрд. руб.; Инвестфонд – 90 млрд. руб. Что же мы видим? Кто получает помощь от государства? В первую очередь банки, фонды, «нанотехнолог» Чубайс. Всё понятно, у простых Россиян возникает вопрос, куда потратят такие большие деньги? Конечно их сожрёт российский чиновничий аппарат, как и любые государственные и народные деньги. Конечно, стоит отметить, что стабфонд помог рассчитаться со всеми государственными долгами, набранными при Ельцыне, однако это наверное единственное разумное использование этого фонда.

Ещё очень интересная вещь, касающаяся инвестиций, в свою экономику стабфонд средства не инвестирует. В постановлении правительства дословно говорится: «о порядке инвестирования средств Стабфонда» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в странном порядке. Цитируем по официальному сайту Минфина РФ: «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов » Если взять все эти страны перечисленные здесь и перевести названия их на английский, то получится строго по алфавиту (по английскому алфавиту) Отсюда простой вывод постановление нашего правительства об инвестициях стабилизационного фонда было первоначально написано на английском. Здорово, правда. На досуге надо будет как нибудь ещё попереводить государственные документы на английский. Может выяснится, какие постановления ещё наше правительство принимает переводя дословно приказы с запада. Получается в Минфине у нас сидят совсем идиоты, у них не хватает ума не публиковать дословные переводы западных указок им. Ну соответственно понятно, что свою страну инвестировать не надо, мы ведь и так богатые.

Вот и получается, что Стабфонд РФ финансирует западные экономики и растаскивается конторками типа Роснано. А сколько крика раньше было – фонд будущих поколений, поможет России на ноги встать и поднять экономику. Сейчас такие крики стихли, зачем привлекать общественное внимание, когда фонд активно разворовывается.

Нам конечно, как населению России, ничего тут не светит и не обломится. Все трудности сейчас спишут на кризис – очень удобно.

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.

C 01.01.2008 Стабилизационный фонд был упразднен и разделен на 2: Резервный фонд и Фонд будущих поколений (затем Фонд национального благосостояния). Особую роль в обеспечении бюджетно-финансовой безопасности сыграл Резервный фонд в 2009 году, в период мирового кризиса. Вся сумма накопленного Резервного фонда была направлена на поддержание бюджетно-финансовой сферы в пределах допустимых норм экономической безопасности по таким показателям как бюджетный дефицит, государственный долг, функционирование банковской сферы и прочее. В данный момент Резервный фонд действительно выступил как инструмент бюджетно-финансовой политики в сфере обеспечения национальных интересов. Представители ЕС назвали политику Правительства предусмотрительной, а Министра финансов Кудрина ответственным и правильным политиком. Однако вышесказанное отражает двойственность данной ситуации. Средства не были вложены в реальный сектор экономики, а поддерживали финансовую пирамиду некоторых ценных бумаг .

Таблица 1

Совокупный объем резервного фонда РФ 2011-2015 гг.

Начиная с 2011 года, мы наблюдаем снижение бюджетного дефицита и пополнение Резервного фонда. Подобные возможности имеют страны-экспортеры нефти, формирующие фонды, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Объем суверенных фондов в Российской Федерации и некоторых нефтегазодобывающих странах, % к ВВП на 01.01.2013

Источник: по оценке МВФ.

Положительные оценки зарубежных экспертов российской бюджетно-финансовой политики сглаживания бюджетных рисков и преодоление кризисов, а также опыт других стран заставляет Правительство РФ к дальнейшему "резервированию и стерилизации" бюджетных ресурсов.

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при "базовой" цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым со...

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • - вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Таблица 3 - Анализ динамики совокупного объема средств Фонда национального благосостояния за 2008-2015гг. в млрд.долларов США, в млрд.рублей.

Как видно из анализа данной таблицы, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в млрд. долларов США при общей тенденции к снижению, претерпевает постоянные колебания. Причем, максимальный объем наблюдается в 2009 году равный 92,89 млрд. дол США, а минимальный - в 2015 году, равный 72,22 млрд. долларов США. Что касаемо совокупного объема национального благосостояния, выраженного в национальной валюте, то здесь наблюдается постоянный рост средств ФНБ за анализируемый период более, чем в 2 раза. И в конечном итоге максимальный объем наблюдается в 2015 году, равный 4784 млрд. рублей, а минимальный уровень установлен в 2008 году.

Однако, хотелось бы отметить, что данный анализ объема средств Фонда национального благосостояния не отражает полной и реальной картины ситуации по ряду причин. Основными из которых, является резкое снижение обменного курса рубля, постоянно растущий уровень инфляции и вытекающие из этого последствия.

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается по сегодняшний день. Всего за этот период страна потеряла около 25% от Фонда национального благосостояния.

Ряд экономистов и ученых выражают сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. По их данным, практически все средства фонда оказались вложены в различные долгосрочные проекты, извлечь их из которых, в случае срочной необходимости, не представляется возможным.

Поэтому говоря об объемах средств Фонда, необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 72,22 млрд. долларов -- это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В условиях финансового кризиса стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов.

Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. Так, в декабре 2014 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", согласно которому до 10% средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов. И в декабре 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд. рублей из ФНБ.

По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

На наш взгляд, для дальнейшего роста активов страны в целом на ближайшую перспективу необходимо сохранение неизменными двух важных параметров: стабильная цена нефти на уровне пятидесяти долларов за баррель и отсутствие попыток удержания курса национальной валюты на определенном уровне, т.е. продолжающееся свободное падение рубля.

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Формирование и использование средств Фонда

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление средствами Фонда

Структура управления

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств Фонда

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов

Резервный фонд тает на глазах - за месяц уменьшился на 18 процентов. Осталось всего два триллиона рублей, и Минфин пророчит опустошение «кубышки» к концу года. Но фонд оказался с двойным дном - у государства достаточно средств, чтобы стабильно выполнять свои обязательства. Тем не менее текущие траты Резервного фонда поддерживают на плаву рубль, и если Минфин перестанет использовать эти средства, национальная валюта лишится мощной поддержки.

Последние деньги

Объем Резервного фонда России по состоянию на 1 сентября - 2,09 триллиона рублей. Это чуть больше 32 миллиардов долларов. За месяц фонд на 18 процентов.

В августе 2,92 миллиарда долларов, 2,46 миллиарда евро и 310 миллионов фунтов стерлингов из Резервного фонда были проданы за 390 миллиардов рублей и перечислены на счета федерального бюджета России.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) также сократился. Правда, не столь драматически - всего на 2,1 процента, до 4,72 триллиона рублей.

Таким образом, общий размер подушки безопасности российской экономики - 6,81 триллиона рублей. Много это или мало?

В начале августа замглавы Минфина Максим Орешкин рассказал, что в 2016 году из Резервного фонда может быть 3 триллиона рублей. Это значит, что Резервный фонд иссякнет, и правительству придется запустить руку в ФНБ. Эта «кубышка», напомним, нужна для затыкания дыр в пенсионной системе. Впрочем, о предназначении ФНБ, прописанном в законодательстве, вспоминают редко.

Не так все страшно

Два фонда с общим объемом почти в 7 триллионов рублей - это актив государства. Что случится, если все потратить? Пусть даже не в этом году, а в 2018-м?

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред Банка России Константин Корищенко подчеркивает, что оба фонда - Резервный и ФНБ - целесообразно рассматривать именно вместе. Их разделение весьма условно. И исчерпаются они нескоро. Дело в том, что их объем сейчас примерно такой же, как и в докризисный период.

«Пока мы съедаем ту рублевую премию, которую получили в результате девальвации», - пояснил эксперт в беседе с «Лентой.ру».

То, что резервы расходуются, это нормально, для этого они и создавались, отмечает Корищенко. Если они и вправду иссякнут, то правительство будет вынуждено либо продавать имущество, либо наращивать внутренний долг, то есть выпускать облигации федерального займа.

На сколько именно хватит двух фондов, эксперт прогнозировать не берется. «На это влияет множество факторов - валютный курс, динамика цен на нефть, налогообложение экспортных предприятий. Это стратегический вопрос управления бюджетом», - отметил он.

Перспективу полного истощения фондов Корищенко рассматривает как чисто гипотетическую. «Это возможно, если доходы бюджета от экспортных предприятий будут долго снижаться. Но почему они должны снижаться, мне непонятно, ведь сейчас динамика нефтяных цен, скорее, положительная, чем отрицательная», - прокомментировал он.

«Поэтому если мы видим сообщения о том, что Резервный фонд уменьшился на некую величину, это значит, что валюта со счетов в ЦБ, принадлежащих Минфину, переведена на счета, принадлежащие самому регулятору. То есть ЦБ у Минфина эту валюту купил и дал ему рубли. Ничего катастрофического», - заключил эксперт.

Горькая девальвация

Государство может заработать не только посредством наращивания долга и приватизации. Девальвация национальной валюты - еще один способ наполнения казны. При слабом рубле экспортные доходы страны вырастут, и правительство сможет исполнить все свои финансовые обязательства.

«Ничего экстраординарного в том, что фонды исчерпываются, в общем-то, нет. Но их сокращение компенсируется ростом резервов Центрального банка. Ждать катастрофы на основании того, что резервы иссякают, неправильно», - утверждает Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Впрочем, механизм, через который Минфин расходует деньги (а вернее - покрывает дефицит бюджета), гораздо лучше отлажен именно через Резервный фонд. Поэтому, по мнению Хестанова, в случае полного израсходования Резервного фонда и ФНБ придется принимать юридические меры, чтобы пользоваться другими резервами.

На сегодняшний день золотовалютные резервы ЦБ (почти 400 миллиардов долларов; в них входят и деньги из Резервного фонда и ФНБ) - инструмент стабилизации денежного рынка. Регулятор расходовал их, когда требовалось сгладить резкие колебания курса рубля.

Формируются резервы регулятора в том числе и за счет продажи экспортерами валютной выручки. В период падения цен на нефть их доходы, конечно, тоже упали, но пропорционально упал и курс рубля. В результате компании, продающие энергоносители, как минимум не проиграли.

Как отмечает Хестанов, резервы ЦБ резко снижались в период с осени 2014-го до ранней весны 2015 года, а потом наступил перелом, и график резко пошел вверх. Именно в это время регулятор перестал контролировать курс рубля, отпустив его в свободное плавание. Ослабление национальной валюты и смягчило давление на бюджет.

«Девальвация - лекарство горькое, но бесплатное. Это меньшее зло, чем секвестр бюджета, поскольку снижение курса распределяет нагрузку равномерно на всех. Только если девальвировать рубль постепенно», - полагает эксперт. По его мнению, не исключено, что давление на рубль усилится в октябре.

«Вполне возможно, что именно усиленное расходование средств Резервного фонда было причиной достаточно стабильного курса рубля и позитивной динамики на рынке ценных бумаг», - предположил эксперт.

Он напомнил, что 5 сентября рублевый индекс ММВБ установил новый исторический , достигнув отметки 2019,65 пункта. Продолжает расти и долларовый индекс РТС, который превысил 1000 пунктов. При этом доллар 7 сентября стоил 64,4 рубля, месяцем ранее - около 65 рублей.

Расходование средств фондов замедлится в середине сентября и октябре, что может сказаться на российской валюте, считает Хестанов.

То обстоятельство, что Минфин при наличии подушки безопасности все же пытается предлагать и сокращение расходов, эксперт относит к перекосам в бюджете, которые возникают помимо воли ведомства Антона Силуанова. «В правительстве к Минфину недостаточно прислушиваются. Например, в части непропорционально больших оборонных расходов. Поэтому они пытаются давить на всех фронтах», - убежден эксперт.