Объекты водопользования. Объекты и субъекты права водопользования. Право собственности на водные объекты. Сроки предоставления услуги

Водопользование - это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов. Водным фондом называют совокупность всех водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водный фонд включает все водные объекты, как поверхностные, так и подземные. Таким образом, понятия «водный фонд» и «водные ресурсы» можно считать тождественными.

На территории Российской Федерации водопользование регламентируется Водным кодексом РФ. На рис. 2.6 приводится классификация видов водопользования.

Рис. 2.6.

Как видно из рис. 2.6, водопользование можно разделить на водопользование с забором воды из водного объекта и без забора воды. Водопользование с забором воды осуществляется в первую очередь на нужды сельского хозяйства для орошения сельскохозяйственных полей, на выращивание скота, в коммунально-бытовых целях, на нужды промышленности. Без забора воды - в интересах транспорта, например перевозки по внутренним и морским водным путям, в целях выработки электроэнергии на ГЭС, в рекреационных целях.

В свою очередь, в случае водопользования с забором воды могут быть два варианта: с возвратом и без возврата воды в водный объект. Как правило, отсутствие возврата воды связано с нуждами растениеводства, так как вода либо испаряется в процессе использования, либо включается в состав продукции растениеводства, становясь частью овощей, фруктов и т.д. Если вода все же возвращается в водный объект, то, как правило, ее качество становится в определенной степени хуже, чем было до использования. Примером такого возврата могут быть коммунально-бытовые и промышленные стоки. Такое водопользование приводит к загрязнению водных объектов.

Помимо названных видов, водопользование может разделяться на совместное и обособленное. Обособленное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в частной собственности. Пользование водным объектом при этом ограничивается определенным кругом лиц по усмотрению собственника водоема. Следует отметить, что согласно действующему законодательству водные объекты естественного происхождения на территории Российской Федерации не могут быть в частной собственности. В случае совместного водопользования правом водопользования применительно к конкретному водоему пользуются все граждане.

Для осуществления некоторых видов водопользования необходимо заключение договора с местными органами власти на пользование водным объектом. Договоры водопользования заключаются на срок не более 20 лет по каждому водному объекту. Закон не требует заключения договора водопользования, если водный объект предполагается использовать для целей судоходства, нерегулярного взлета и посадки летальных аппаратов, рыболовства и рыбоводства, тушения пожаров, полива сельскохозяйственных культур, проведения научных исследований и т.д. Не оформляется договор водопользования и в случае эксплуатации подземных водоносных горизонтов путем бурения скважин на воду. Однако если водный объект предоставляется в пользование на принципе аренды, используется в целях гидроэнергетики или для сброса жидких отходов, то заключение договора необходимо.

Применительно к водопользованию употребляют следующие основные термины:

  • акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, находящиеся в пределах водных объектов, освоенные или доступные для использования;
  • водный объект - водоем естественного или искусственного происхождения, водоток или иной объект, обладающий определенным водным режимом.

В зависимости от характера водопользования водоемы можно подразделить на водоемы хозяйственно-питьевого, рекреационного и культурно-оздоровительного назначения, а также водоемы рыбохозяйственного назначения. В свою очередь, водоемы рыбохозяйственного назначения можно подразделить еще на три категории: водоемы высшей, первой и второй категории. Водоемы рыбохозяйственного назначения высшей категории являются, как правило, местами обитания особо ценных видов рыб, а также местами размножения этих видов водных биологических ресурсов. Ко второй категории водоемов рыбо- хозяйственного назначения относят водоемы, являющиеся местами нереста видов рыб, не относящихся к особо ценным. Остальные рыбо- хозяйственные водоемы относятся к третьей категории.

На территориях, примыкающих к водным объектам, выделяют так называемые водоохранные зоны. Водоохранной зоной называют территории, примыкающие к акватории поверхностных водных объектов. Ширина водоохраной зоны определяется характеристиками водных объектов. Минимальная ширина водоохранной зоны для озер зависит от площади акватории. При площади акватории до 0,5 км 2 ширина водоохранной зоны должна быть минимум 50 м; больше 2 км 2 - минимум 500 м. Для рек минимально допустимая ширина водоохранной зоны зависит от протяженности русла от истока до устья. Если длина реки не превышает 10 км, то минимальная ширина водоохранной зоны должна составлять 50 м; при длине водотока от 11 до 50 км она увеличивается до 100 м; если длина реки превышает 50 км, то она должна составлять 200 м. Для побережья морей ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 500 м.

Помимо водоохранной зоны на территориях, прилегающих к водным объектам, выделяют прибрежную защитную полосу. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега. При нулевом (ровный берег) или минусовом уклоне берега ширина прибрежной защитной полосы составляет минимум 30 м; при уклоне берега менее 3° она не может быть меньше 40 м; при уклоне берега больше 3° она должна быть минимум 50 м. Следует отметить, что в любом случае ширина водоохранной зоны не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы.

В границах водоохранных зон и особенно прибрежных защитных полос устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В пределах водоохранной зоны нельзя использовать сточные воды для повышения плодородия почв, так как существует реальная возможность попадания загрязненных стоков в водный объект. В водоохранной зоне нельзя устраивать скотомогильники, размещать кладбища, полигоны для захоронения отходов производства и потребления, могильники для захоронения опасных веществ и материалов. Также на указанных территориях нельзя распылять ядохимикаты с использованием для этих целей авиации. В прибрежную водоохранную зону нельзя въезжать на механических транспортных средствах. Если в пределах водоохранной зоны планируется или осуществляется строительство какого-либо объекта, например водонасосной станции, то в проекте необходимо предусмотреть меры по недопущению загрязнения водного объекта в процессе строительства и эксплуатации указанного объекта.

Прибрежные защитные полосы имеют еще более строгие ограничения по ведению хозяйственной деятельности по сравнению с водоохранными зонами. В дополнении к указанным выше ограничениям в прибрежной защитной полосе запрещается распахивать землю, так как это может привести к заиливанию водного объектами продуктами смыва с распаханной территории. Также в прибрежной защитой полосе нельзя осуществлять выпас скота.

Водопользование, таким образом, обязательно должно сопровождаться мероприятиями, направленными на охрану водных ресурсов. Необходимо не только ликвидировать последствия негативного воздействия на водные объекты, но и предупреждать такие воздействия. В целом охрана водных ресурсов подразделяется так, как показано на рис. 2.7.


Рис. 2.7.

Под загрязнением водных объектов (ресурсов) понимают попадание в воду веществ и материалов, чуждых водной экосистеме и способных привести к ее последующей деградации. Загрязнителями могут быть растворенные в воде вещества, а также вещества, не растворяющиеся в воде или распределенные в воде в твердой фазе, - так называемые взвеси, присутствие которых снижает прозрачность воды, делая ее мутной. Примеры загрязнений: сбросы в водоем солей тяжелых металлов, глинистых частиц, нефтепродуктов.

Засорением чаще обозначают попадание в водоем различных предметов, таких как куски полиэтилена, стеклянная и пластиковая упаковка и посуда, бумага, древесина. Засорение в первую очередь существенно снижает эстетическую ценность водоема. В целом засорение можно считать одной из форм загрязнения. В связи с этим действующее законодательство не допускает сброс и захоронение в водных объектах отходов производства и потребления. Сброс в водные объекты стоков, в которых содержатся болезнетворные микроорганизмы, а также вещества с неизвестным уровнем норматива ПДК, на территории Российской Федерации также запрещен. Отдельно следует отметить, что болота и подземные водные объекты как равноправные компоненты водного фонда Российской Федерации также находятся под охраной и требования аналогичны перечисленным.

Истощение связано со снижением запасов вод. Внешне истощение проявляется в пересыхании водоема, снижении уровней грунтовых и подземных вод. Для предотвращения истощения водных объектов необходимо поддерживать баланс расхода и поступления воды.

Ви́ды водопо́льзования – способы использования водных объектов в зависимости от условий забора воды из водоисточника и её возврата в водный объект, направленные на удовлетворение нужд населения, объектов социальной сферы и экономической деятельности. Виды водопользования : водопользование с забором водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в них; водопользование с забором водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в них; водопользование без забора водных ресурсов, в целях поддержания определённых уровней, расходов и качества воды в водном объекте. Основные водопользователи в России – энергетика, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, водный транспорт, ряд отраслей промышленности, рыбоводство, рекреация и др.

Распределение водопользователей по видам водопользования

Приоритетный вид водопользования – обеспечение питьевых и хозяйственно-бытовых потребностей населения. Ситуация с питьевым водоснабжением в России достаточно тревожная. Доброкачественной питьевой водой обеспечен только 61% населения, а условно доброкачественной – 28%. Более 22% жителей пользуются децентрализованными источниками без соответствующей водоподготовки . Привозную воду в качестве питьевой воды используют около 700 тыс. чел., проживающие в 44 субъектах РФ. Особенно острая ситуация сложилась в Якутии и Калмыкии, где привозной водой пользуются соответственно более 30 и 20% населения. В городских поселениях доля жилого фонда, оборудованного водопроводом, составляет 90%, в сельских – 49%. Ввод в действие новых водопроводных сетей по сравнению с началом 1990-х гг. сократился в несколько раз. Рост изношенности водопроводной сети – главная причина увеличения доли утечек и неучтённых расходов воды по отношению к объёму воды, поданной в сеть (в среднем по России она увеличилась с 15,3% в 2000 г. до 22,5% в 2012 г.). В ряде регионов доля утечек превышает 40%; в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Курской областях – 10–12%. Состояние водопроводно-канализационного хозяйства оценивается как кризисное – износ основных средств колеблется от 50 до 70%. Число аварий в системе водопровода после 2005 г. сокращается, но всё ещё в 2–3 раза превышает европейские показатели.

В балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляют 45% объёма воды, что намного ниже, чем в большинстве европейских стран (70–90%), хотя подземные источники более защищены, чем поверхностные, и дают воду более высокого качества.

Через очистные сооружения предварительной очистки и водоподготовки пропускается 60% количества воды, поданной в сеть. Состояние как поверхностных, так и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения и качество воды в местах водозабора улучшается медленно. Доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2012 г. составляла 22%, по микробиологическим показателям – 17,5%. Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельской местности (колодцы, каптажи родников) составляла соответственно 25 и 20%.

Вместе с тем в последние 10–15 лет отмечается значительное сокращение объёма воды, используемой на хозяйственно-питьевые нужды. Например, в Москве за 2000–2011 гг. потребление воды на 1 человека сократилось на 50% (в России – на 30%). Во многих городах проводится комплекс водосберегающих мероприятий по рациональному расходованию воды в жилищном фонде. Он включает в себя реконструкцию и наладку систем водоснабжения жилых микрорайонов, устранение утечек в подводящих и внутридомовых сетях, установку регуляторов расхода воды, установку водосберегающей санитарно-технической арматуры и квартирных водосчётчиков, совершенствование системы учёта воды. Своё влияние оказал и рост тарифов на подаваемую воду.

Потребительские свойства питьевой воды обусловили её широкое использование в технологиях промышленного производства. На предприятиях обрабатывающих производств 70–90% воды используется в качестве хладоагента, охлаждающего продукцию в теплообменных аппаратах, или для защиты отдельных элементов машин и установок от чрезмерного нагрева; 10–20% теряется на испарение или входит в состав произведенной продукции; 5–13% используется для очищения продукции или сырья от примесей (протравка стали, очистка текстиля, пищевых продуктов и т.д.), а также в качестве транспортирующей среды (в бумажной промышленности – для транспортирования сырой бумажной массы в виде водной суспензии). Экономия воды при использовании систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в обрабатывающих отраслях промышленности превышает 90%.

Технологии, применяемые при добыче полезных ископаемых, условно можно разделить на две группы: технологии по добыче угля и руды и по добыче нефти и газа. Распространенный способ добычи угля и рудных полезных ископаемых – гидравлическая добыча, что предполагает воздействие на рудные породы струёй воды высокого давления. Рудная порода разрушается и перемешивается с водой, образуя пульпу, которая откачивается насосными станциями и фильтруется. При добыче нефти и газа вода закачивается в нефтегазоносный пласт через специальные скважины, что позволяет повысить давление нефти и газа и увеличивает ресурс скважины. Как правило, данная методика используется при вторичной и последующей добыче нефти и газа на месторождениях.

На первом месте по объёмам использования воды находится производство электроэнергии, пара и горячей воды. На теплоэлектростанциях вода используется для получения пара в котлах, парогенераторах, ядерных реакторах кипящего типа, испарителях, паропреобразователях; конденсации отработавшего в паровых турбинах пара; охлаждения различных аппаратов и агрегатов ТЭС и АЭС; для производства отопительной воды. Основная часть воды используется для охлаждения конденсаторов турбин. На тепловых электростанциях используются два типа водоснабжения: прямоточные системы и последовательные и оборотные системы. Водный кодекс Российской Федерации (ст. 60) запрещает проектировать системы прямоточного водоснабжения. В 2012 г. экономия воды при использовании систем оборотного и последовательного водоснабжения в этой отрасли превысила 76%.

Россия обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом, занимая второе место в мире после Китая. Однако данный потенциал используется только на 20%, тогда как во Франции и Швейцарии степень его освоения составляет > 90%, в Канаде и Норвегии > 70%, в США и Бразилии > 50%. Доля электроэнергии, производимой гидроэлектростанциями, не превышает 18% всего производства электроэнергии в России. Главная причина слабого освоения гидроэнергетического потенциала – его значительное удаление от потребителей электроэнергии: 90% его сосредоточено на реках Сибири и Дальнего Востока. Практически ни один каскад ГЭС не создавался для решения только энергетических задач. Крупные гидроэнергетические объекты являлись, как правило, основой для индустриального развития районов их размещения, а в ряде случаев – и крупных регионов страны. Одно из серьезных препятствий на пути дальнейшего развития строительства ГЭС – их негативное влияние на окружающую среду (затопление земель, изменение климата, ущерб рыбному хозяйству и экотуризму).

Сельское хозяйство – один из основных видов водопользования по общим (23% в 2012 г.) и особенно по безвозвратным изъятиям. В мире шестая часть земель мелиорирована и с них получают 40–50% всех производимых сельскохозяйственных продуктов. В России площадь мелиорированных земель составляет менее 6% угодий, с которых получают 15% продукции земледелия. В середине 1980-х гг. на нужды регулярного и лиманного орошения расходовалось 20–21 км 3 , в 2012 г. – 7,4 км 3 воды; это обусловлено сокращением поливаемых площадей с 5,0 до 2,4 млн га и уменьшением оросительных норм. Системы сельскохозяйственного водоснабжения удовлетворяют потребности в питьевой воде населения, животных, перерабатывающих и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса. Они базируется преимущественно на подземных водах – 85% объёма. В регионах с дефицитом водных ресурсов построены групповые водопроводы с водозаборами в основном из поверхностных источников и подачей воды на большие расстояния.

В общих объемах уловов водных биологических ресурсов на долю внутренних водоёмов приходится 7–8%. Россия располагает самым крупным в мире фондом рыбохозяйственных водоёмов: площадь водного зеркала озёр – 22,5 млн га, водохранилищ – 4,3 млн га, сельскохозяйственных водоёмов комплексного назначения – 1 млн га, прудов – 142,9 тыс. га; общая протяжённость рек – 523 тыс. км. В то же время для развития аквакультуры на сегодняшний день используется не более 5–6% этого фонда. Наибольшее значение для промысла и воспроизводства рыбных запасов имеют низовья рек Волги и Дона , реки Сибири (Обь , Енисей , Лена , Яна), Дальнего Востока и Северо–Запада. Основная часть прудового фонда, в который входят нагульные и питомные площади, расположена в Южном федеральном округе – наиболее благоприятном по климатическим условиям для ведения прудового рыбоводства.

Внутренний водный транспорт включает речной флот и необходимую инфраструктуру для его обслуживания – порты и пристани; шлюзы , обеспечивающие пропуск судов между водными бассейнами и через гидротехнические сооружения ; межбассейновые соединения и каналы ; береговые и плавучие знаки; насосные станции, обеспечивающие обводнение водных путей. С точки зрения использования воды особенность эксплуатации водного транспорта заключается в предъявлении минимальных требований к качеству водных ресурсов. Однако водный транспорт – один из источников загрязнения воды , прежде всего, нефтепродуктами и взвесями. Инфраструктура также оказывает негативное воздействие на водные ресурсы. Основное преимущество водного транспорта – возможность доставки грузов и пассажиров в труднодоступные регионы.

Цель лесосплава – доставка заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другой вид транспорта. Различают, плотовой и лесосплав. В СССР из общего объёма лесосплава на долю молевого приходилось около половины. В России в начале 1990-х гг. молевой сплав практиковался на 275 реках. В настоящее время сплав леса без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав леса на водных объектах запрещены (Водный кодекс Российской Федерации , ст. 48). Под влиянием лесосплава нарушается естественное состояние русел , происходит засорение водотоков и водоёмов затопленной древесиной, разрушаются нерестовые участки, образуются заторы, препятствующие передвижению рыб и способствующие заилению русел и нерестилищ. Затопленная древесина придает воде токсические свойства и изменяет её гидрохимический состав . В результате поступления и последующего распада легко окисляемых органических соединений в воде снижается содержание растворимого кислорода , изменяется цветность, увеличивается окисляемость.

Водные объекты – излюбленное место для отдыха, спорта, туризма, оздоровления людей. В России на берегах водоёмов расположено 60% санаториев, более 80% учреждений отдыха, 60% туристических баз и 90% рекреационных объектов для самого массового в стране пригородного отдыха. Рекреация на водных объектах, как важная часть индустрии отдыха, включает купание, греблю, катание на лодках, приём солнечных и воздушных ванн. Районы купания и рыболовства должны отличаться высоким качеством воды, поэтому вблизи зон отдыха недопустим выпуск сточных вод, а прибрежные полосы и дно водоёмов следует периодически чистить. В ряде мест использование моторных лодок и катеров в целях охраны водоёмов и водотоков от загрязнения горючими смазочными веществами и от переработки берегов волной резко ограничено, особенно на малых реках. Свыше двух третей речных туристских маршрутов проходят по Европейской части России.

Нескоординированное водопользование ведёт к возрастанию нагрузки на окружающую среду. Под экологическим попуском понимается сток зарегулированной реки , обеспечивающий воспроизводство и функционирование водных и околоводных экосистем в нижнем бьефе гидроузла . Экологические попуски должны обеспечивать поддержание необходимых условий для существования и воспроизводства рыбного стада и функционирование сложившихся на данном объекте водных и околоводных экосистем, способствуя повышению их биологической продуктивности. К числу экологических относятся и режимные попуски, обеспечивающие вынос солей, поступающих с дренажными водами (на реках с развитым орошением); предупреждающие повышение русла по причине отложения наносов (на реках с большой мутностью

Качество вод

Качество вод – характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность её для конкретного вида водопользования(ГОСТ 17.1.1.01-77. «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения»).

Критерий качества воды – признак или комплекс признаков, по которым производится оценка качества воды (ГОСТ27065-86. «Качество вод. Термины и определения»).

Нормы качества воды – установленные значения показателей качества воды для конкретного вида водопользования (ГОСТ27065-86).

Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.

Виды водопользования

Водопользование – использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения.

Согласно ГОСТ 17.1.1.03-86. «Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользований» водопользование классифицируется по следующим признакам: по целям использования вод, по объектам водопользования, по техническим условиям водопользования, по условиям предоставления водных объектов в пользование, по характеру использования воды, по способу использования водных объектов.

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и других целей.

К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов или их участков в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для снабжения предприятий пищевой промышленности.

К культурно-бытовому водопользованию относится использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения. Требования к качеству воды, установленные для культурно-бытового водопользования, распространяются на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест, независимо от вида их использования объектами для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

Санитарными правилами СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» установлены гигиенические нормативы состава и свойств воды в водных объектах для двух категорий водопользования:

К первой категории водопользования относится использование водных объектов или их участков в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.

Ко второй категории водопользования относится использование водных объектов или их участков для рекреационного водопользования. Требования к качеству воды, установленные для второй категории водопользования, распространяются также на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест.

Качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 (табл. 1). Содержание химических веществ не должно превышать предельно допустимые концентрации веществ в воде водных объектов по ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Есть также другая категория водных объектов – рыбохозяйственная. Федеральный закон № 420-ФЗ от 28.12.2010 г. определяет, что к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, утверждены Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20 вступили в силу 16.03.2010 г.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

10. Правовые основания возникновения, изменения и прекращения права водопользования.

Основаниями возникновения права водопользования являются юридические факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся:
- лицензии на водопользование;
- договоры пользования водными объектами;
- решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о пре-доставлении водного объекта в пользование
см вк рф

11. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.

См вк рф

12. Договоры пользования водными объектами: понятие, виды, содержание.

Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).

Водное законодательство классифицирует право водопользования на не­скольковидов с различным правовым режимом.

В зависимости от хозяйственнойцели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.



Применительно кспособам пользования водными объектами различают­ся общее и специальное водопользование.Общее водопользование осуще­ствляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, аспециальное - с применением таких соору­жений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды от­дельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водо­емов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных ор­ганов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах об­щего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, на­ходящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся вод­ные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обо­собленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве му­ниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты об­щего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).



Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

Перечень видов специального водопользования утверждается Министер­ством природных ресурсов РФ.

Использование водных объектов может осуществлятьсяс изъятием (за­бор воды) либобез изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.

Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемоесовместное водопользование. Совмест­ное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид во­допользования.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

См. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

Статья 14. Срок договора водопользования

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

Статья 16. Заключение договора водопользования

1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".

Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования

Изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление о предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании договора водопользования (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Необязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются юридическими лицами (нотариально заверенные копии или копии с предъявлением оригинала).

    Копия документа, удостоверяющего личность (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется заявителями - физическими лицами (нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала).

    Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае если документы предоставляются не лично заявителем.

    Материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Расчет количества производимой электроэнергии за платежный период (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Расчет размеры платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Материалы, отображающие в графической форме место размещения гидротехнических сооружений, относящихся к гидротехническому объекту (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
  • Сроки предоставления услуги

    60 календарных дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Договор водопользования (оригинал, 1 шт.)
  • Формы получения

    Через законного представителя

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования

    решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего

    государственную услугу, а также должностных лиц,

    государственных служащих

    1. Заявитель вправе подать жалобу в уполномоченный орган, предоставляющий государственную услугу, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

    2. Жалоба должна содержать:

    а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

    б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

    в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

    г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    3. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

    а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

    б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

    в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

    4. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

    а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

    б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

    в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

    г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

    д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

    5. Жалоба подается в уполномоченный орган, предоставляющий государственную услугу или в вышестоящий орган (в порядке подчиненности).

    6. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    7. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

    а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

    б) федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

    8. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 3 Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    9. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном Административным регламентом.

    При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с Административным регламентом.

    10. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 9 Административного регламента, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

    11. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу (далее - соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829) органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.

    При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    12. В органах, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

    а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями Административного регламента;

    б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 9 Административного регламента.

    13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2012, N 49, ст. 6752), или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

    14. Органы, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

    а) оснащение мест приема жалоб;

    б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;

    в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

    г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;

    д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

    15. Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.

    В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

    16. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы не предусмотрено.

    17. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа.

    При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    18. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

    19. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

    а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

    б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

    в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

    г) основания для принятия решения по жалобе;

    д) принятое по жалобе решение;

    е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

    ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

    20. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственные услуги.

    По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

    21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

    б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;