Под организатором торговли понимают. Организатор торговли на рынке ценных бумаг. Смотреть что такое "организатор торговли" в других словарях

Правовое положение организаторов торговли определяется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее по тексту Закон об организованных торгах). Согласно данному нормативно-правовому акту организатором торговли является юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества для оказания услуг по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках.

Организатор торговли выступает в качестве биржи или торговой системы на основании соответствующей лицензии. Наличие лицензии не предполагает исключительного характера правоспособности. Однако законодатель вводит запреты на осуществление организатором торговли конкретных видов деятельности, к примеру, производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иной деятельностью, определенной в закрытом перечне в п. 3 ст. 5 Закона об организованных торгах.

Речь идет только о тех работниках, которые замещают следующие должности:

Единоличного исполнительного органа организатора торговли,

Руководитель филиала,

Главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета,

Должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками),

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля),

Руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие данные должности, должны иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов.

К каждому виду организатора торговли законодатель предъявляет соответствующие требования.

Так, биржа может быть создана только как акционерное общество. Указание на вид организатора торговли – «биржа» должно содержаться в фирменном наименовании АО. Также для биржи введен дополнительный запрет на осуществление таких видов деятельности как брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, и деятельность по управлению ценными бумагами.

Кроме названных выше коллегиальных органов управления и исполнения для организаторов торговли, биржа также должна сформировать биржевой совет. Данный орган призван давать рекомендации иным уполномоченным органам биржи, в отношении изменения стоимости услуг по проведению организованных торгов или внесения в правила организованных торгов изменений и т.д.

На основании данных правил организаторы торговли организуют торги, которые проводятся на регулярной основе.

Реализацию функции по проведению организованных торгов организатор торговли осуществляет на основании договора, заключаемого с участниками торгов. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, регулируемый главой 39 ГК РФ, и договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ.

На указанных торгах заключаются только определенные договоры:

Договоры купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты,

Договоры репо,

Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

Данные договоры заключаются в общем порядке на основании двух представленных разнонаправленных заявок. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов. Данная заявка должна быть зарегистрирована организатором торговли в реестре заявок. Для заключения договора необходимо, чтобы содержание заявок полностью или частично соответствовало друг другу, что устанавливается и фиксируется в реестре договоров организатором торговли. Именно установление данного соответствия рассматривается как момент заключения договора. Составление одного документа, подписанного сторонами, не требуется. Письменная форма считается соблюденной при наличии указанных заявок. То, что договор заключен, подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах. Такие договоры имеют свои особенности, отличные от общих гражданско-правовых договорных установлений. Так, в отличие от ст. 413 ГК РФ обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов.

1 Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

1 Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

Список литературы

1. Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно- практическое пособие / Москва, 2017.

2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.

5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;

2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;

3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;

4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

8. При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

11. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора торговли, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

12. Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» в Российской Федерации создана единая система правового регулирования деятельности товарных, фондовых, валютных бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов. Соответствующие правила о биржах , содержавшиеся в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» утратили свою силу.

Действие Закона о торгах не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (например, имущества, закупках товаров для государственных или муниципальных нужд, при приватизации государственного или муниципального имущества), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Основное значение организованных торгов состоит в том, что они выступают механизмом формирования рыночных цен на товары, ценные бумаги, иностранную валюту, прав из договоров, поскольку согласно ст. 13 Закона о торгах организатор торговли обязан рассчитывать цены, индексы и иные показатели, основанные на информации о договорах, заключенных на организованных торгах. Тем самым складывающиеся на биржевом рынке цены имеют ориентирующее значение для всех участников имущественного оборота.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о торгах организованные торги определяются в Законе как торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ч. 1 ст. 2).

В литературе обращается внимание на неудачное использование термина «организованные торги», который был выбран, по-видимому, для отграничения торгов, проводимых на товарном, фондовом или валютном рынках от иных торгов . Действительно, согласно ст. 447, 448 ГК РФ организованными торгами можно считать торги, которые проводит их организатор. Вместе с тем отличие биржевых торгов, правила о которых содержатся в рассматриваемом Законе, от иных торгов заключается в том, что они носят не разовый характер, а проводятся на регулярной основе, по установленным организатором торговли правилам, зарегистрированным в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

В правилах организованных торгов должны содержаться требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; указание времени или порядок определения времени проведения торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер; порядок заключения на организованных торгах договоров; указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов и иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 4).

Организатором торговли является лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ч. 1 ст. 2). Термин «организатор торговли» означает, что Законом регулируются отношения по организации и осуществлению одного из видов торговли - биржевой торговли.

Законом установлены как общие требования к двум разновидностям организаторов торговли - бирже и торговой системе , так и специальные требования к каждому из них.

Закон устанавливает прямой запрет организатору торговли заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом (ч. 3, 4 ст. 5 Закона о торгах). Помимо указанных ограничений, биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9), а торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 12).

При совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, за исключением запрещенных, организатор торговли обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением (ч. 5, 6 ст. 5).

Биржей является организатор торговли , имеющий лицензию биржи (ч. 1 ст. 9).

Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда», а также иных случаев, установленных федеральными законами.

При этом оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, вправе осуществлять только биржи за исключением случаев, установленных ч. 4 ст. 12 Закона об организованных торгах (ч. 4 ст. 9). Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков может предусмотреть в нормативном правовом акте случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющиеся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой .

Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 12).

Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже. Использование словосочетаний «торговая система» или «организатор торговли», производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением случаев, установленных законом.

Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами могут совершаться (оказываться) только биржей .

Если раньше допускалось создание бирж в форме некоммерческих организаций, то в соответствии с Законом об организованных торгах организаторы торговли вправе быть созданы в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом биржа может создаваться и действовать только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств торговой системы должен составлять не менее 50 млн руб., а биржи - не менее 100 млн руб.

Еще одним отличием биржи от торговой системы является то, что биржа вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем включения их в котировальные списки, а торговая система при осуществлении листинга ценных бумаг не вправе включать их в котировальные списки (п. 2, 4 ст. 14 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») .

Закон об организованных торгах устанавливает требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6), требования к учредителям (участникам) организатора торговли (ст. 7), требования к собственным средствам организатора торговли и иным обязательным нормативам (ст. 8).

Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных договоров в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ч. 14 ст. 5). На биржах и в торговых системах создается третейский суд для рассмотрения споров между участниками торгов (ст. 24).

Государственное регулирование и контроль деятельности на организованных торгах осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков - Федеральная служба по финансовым рынкам России, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717.


Похожая информация.


В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 г. в блок нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности, в частности, входят: Федеральные законы от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части регистрации в качестве участников гражданского оборота); от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части присвоения кодов статистической отчетности и предоставления статистических отчетов); от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уведомления государства о начале осуществления отдельных видов торговой деятельности); от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части регистрации создаваемых или реконструируемых торговых объектов капитального характера); от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в части оснащения торговых объектов контрольно-кассовой техникой и ее регистрации); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) и принятые в их исполнение другие нормативные правовые акты.

Согласно Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 г. организация торговой деятельности как подготовительный этап торгового процесса представляет собой комплекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних организаций), подготовка их к эксплуатации (включая заключение соответствующих сервисных договоров), приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений) и совершение иных действий по легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности), регистрация знака обслуживания или легализация коммерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, определение режима работы, наем и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов. С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера трансформируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и другие технологические и хозяйственные операции).

До принятия Федерального закона об организованных торгах (ФЗ об ОТ) законодательно было закреплено только одно определение понятия "организатор торговли", которое относилось лишь к торговле на рынке ценных бумаг. ФЗ об ОТ практически создал инновационную нормативную базу деятельности организаторов торговли, под которыми понимаются лица, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ об ОТ). Следует признать, что в современном товарном обороте организация торговой деятельности не сводится только к проведению организованных торгов. Активное участие в организации товарного оборота принимают оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки, торгово-промышленные выставки.

Кроме деятельности различных организаторов торгов организация торгового оборота предполагает: 1) формирование материально-технической базы торговой деятельности в виде подготовки для использования торговых объектов и торговых площадей, обустройства складских помещений; 2) организацию логистической инфраструктуры и товаропотоков, создание транспортной инфраструктуры; 3) обеспечение взаимодействия субъектов торговой деятельности между собой, а также с государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии с этим функции организаторов торгового оборота могут выполнять не только организаторы торгов, имеющиеся в виду в ФЗ об ОТ, такие как товарные биржи или торговые системы, но в этом процессе также принимают активное участие любые иные лица, предоставляющие услуги, непосредственно способствующие совершению торговых сделок между хозяйствующими субъектами торговой деятельности. При этом деятельность организаторов торговли не ограничивается исключительно созданием условий для совершения сделок между хозяйствующими субъектами торговой деятельности. Не менее важна деятельность организаторов торговли, связанная с созданием условий и формированием благоприятных возможностей для совершения иных торговых операций, особенно в сфере оказания посреднических услуг, и иной сервисной деятельности, обслуживающей торговлю (логистика, маркетинг, реклама и т.п.).

Вопреки устоявшемуся мнению, что в роли организаторов торговой деятельности в отличие от рынка ценных бумаг могут выступать только некоммерческие организации, ФЗ об ОТ прямо устанавливает, что организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОТ). В частности, товарная биржа как организатор торговли должна быть представлена в коммерческом обороте только в организационно-правовой форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОТ). Не исключены ситуации, когда в роли организатора торговой деятельности выступают не только юридические, но и физические лица, например в случае простого агентирования.

Важной особенностью организатора торговой деятельности является его непричастность к осуществлению торговли и иной деятельности, связанной с ней. Часть 3 ст. 5 ФЗ об ОТ устанавливает запрет для организатора торговли на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан: 1) создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений; 2) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ч. ч. 5, 6 ст. 5 ФЗ об ОТ).

В соответствии со ст. 15 ФЗ об ОТ организатор торговли обязан организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать характеру совершаемых им операций и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления организатора торговли. Организатор торговли обязан принимать установленные его документами меры, направленные на снижение рисков организатора торговли, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности. Организатор торговли также обязан принимать установленные его документом (документами) меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при проведении организованных торгов.

Одним из новых понятий, введенных Законом об организованных торгах, является понятие организатора торговли, под которым понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Таким образом, Закон предоставил право осуществлять организованные торги не только биржам, но и специальным торговым системам, имеющим соответствующие лицензии, объединенным единым названием – организатор торговли. При этом согласно п. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах биржевые торги могут проводиться исключительно биржей.

Торговая система (организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы) не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут совершаться (оказываться) только биржей.

Организатор торговли не вправе заниматься деятельностью, не связанной с организацией торговли (ст. 5).

За нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности в соответствии со ст. 14.24 КоАП РФ организатор торговли может быть привлечен к административной ответственности: должностное лицо – в виде административного штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; юридическое лицо – в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб.

Если же данный хозяйствующий субъект предполагает совмещать деятельность по организации торгов с другой, не запрещенной законодательством деятельностью, то он обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

Организатор торговли осуществляет организацию торгов и контроль за тем, чтобы участники торгов и их действия соответствовали законодательству РФ. В обязанности организатора торговли входит, в частности:

  • – составление годовой финансовой отчетности;
  • – осуществление контроля за соответствием участников требованиям торгов, соблюдением ими правил торгов и т.д.;
  • – ведение реестра участников торгов и их клиентов, реестра заявок и реестра заключенных на организованных торгах договоров;
  • – хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов;
  • – обеспечение возможности представления документов и сведений в электронной форме с электронной подписью в надлежащем формате, порядке и с соблюдением сроков. Он вправе проводить проверки и требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

Законом об организованных торгах установлено, что организаторы торговли могут создаваться и действовать только в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом ст. 12 данного Закона требования к конкретной организационно-правовой форме указанного вида организатора торговли (в отличие от биржи, которая может создаваться только в форме акционерного общества) не устанавливает. Исходя из чего, можно сделать вывод, что юридическое лицо – организатор торговли, – не являющееся биржей, может осуществлять деятельность как в форме акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью.

Законом установлены требования к структуре, органам управления и работникам организатора торговли, учредителям и собственным средствам организатора торговли, а также иным обязательным нормативам. Организатор торговли должен в обязательном порядке иметь совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный и единоличный исполнительные органы, а также службу внутреннего контроля (контролера).

Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в ЦБ РФ. В случаях, когда организатор торговли проводит организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от категорий участников торгов, видов заключаемых договоров, предметов заключаемых на торгах договоров или от иных оснований, организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.

Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном рынке на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн руб., а лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товаром рынке на основании лицензии торговой системы, не менее 50 млн руб. При этом состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются ЦБ РФ с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.

К участию в организованных торгах могут быть допущены как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. Если участник торгов действует в интересах и за счет другого лица, таким участником могут быть брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, центральный контрагент или лицо, включенное организатором торговли в соответствии с правилами организованных торгов в список участников торгов товаром, действующих в интересах и за счет других лиц.

Между организатором торгов и участником торгов заключается договор об оказании услуг по проведению организованных торгов, по которому организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги . В случае нарушения участником торгов требований, предъявляемых правилами организованных торгов к участникам, организатор торговли вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, организатором торговли участнику торгов не осуществляется.

  • По своей юридической природе указанный договор является договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).