Планирование, виды и периодичность технического обслуживания. Техническое обслуживание пожарных автомобилей Техническое обслуживание пожарных автомобилей

2.4.1. Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

2.4.2. Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

постоянную техническую готовность к использованию;

надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

безопасность движения;

устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

2.4.3. При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

2.5. Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

2.5.1. Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

техническое обслуживание на пожаре (учении);

техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Примерный перечень основных операций по видам технического обслуживания приведен в приложении 10.

Для новых типов шасси и импортных пожарных автомобилей могут устанавливаться дополнительные виды технического обслуживания согласно инструкциям заводов-поставщиков и фирм.

2.5.2. Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

2.5.3. Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

2.5.4. Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

2.5.5. Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 3 минут;

для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 5 минут;

для специальных пожарных автомобилей 7 минут;

для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 10 минут.

2.5.6. При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники - руководителем подразделения (оперативным дежурным).

2.5.7. При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

2.5.8. Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося =караулов.

2.5.9. Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.

2.5.10. О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

2.5.11. Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

2.5.12. Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

2.5.13. Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения.

2.5.14. Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены.

2.5.15. Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля и изменять места размещения ПТВ автомобиля при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.

2.5.16. Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

2.5.17. Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

2.5.18. Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

2.5.19. Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

2.5.20. Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

2.5.21. Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя* в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

* При составлении графика ТО-1 пожарных автомобилей служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.

2.5.22. Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ.

2.5.23. По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.

2.5.24.Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

2.5.25. В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

2.5.26. После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.

2.5.27. Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО.

2.5.28. Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 (приложение 11).

2.5.29. Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

2.5.30. В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками.

2.5.31. Первое и второе технические обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания (приложение 12).

2.5.32. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата (перечень указанных районов приведен в приложении 13).

Оперативно выехать к месту пожара, обеспечив быстрое тушение возгораний, позволит только исправная спецтехника.

Поэтому, важным является вопрос проведения технического обслуживаний пожарных автомобилей.

Своевременное обслуживание позволит вовремя выявить неисправность техники, устранить ее, поддерживать рабочее состояние всех узлов и систем.

Своевременное профессиональное техническое обслуживание (ТО) спасательных автомобилей обеспечит:

  1. постоянную работоспособность спецмашин и готовность их использования по назначению;
  2. надежное и отказоустойчивое функционирование спецтехники в межремонтный период;
  3. безопасность спасателей, работающих на спецмашинах;
  4. длительный рабочий ресурс узлов и деталей;
  5. своевременное выявление причин, которые могут привести к преждевременному выходу из строя узлов и агрегатов спецмашин;
  6. снижение расхода горюче-смазочных и расходных материалов.

Виды технического обслуживания

Объем процедур и периодичность ТО пожарных машин определяется инструкциями по эксплуатации этих транспортных средств и нормативными документами, регламентирующими обслуживание и ремонт противопожарной спецтехники. Самостоятельно сокращать или отменять какие-либо из установленных видов работ категорически запрещается.

Автомобили, располагаемые в боевом расчете и в резерве, всегда должны быть технически готовыми к выполнению своих функциональных задач.

Их готовность определяется:

  • надлежащим техническим состоянием;
  • заправкой, в требуемых объемах, горюче-смазочными и огнетушащими веществами;
  • комплектацией требуемыми средствами и инструментами для борьбы с огнем;
  • соответствием внешнего вида нормативным требованиям (окраска, указатели, световые и звуковые приборы).

В зависимости от объемов работ и периодичности их выполнения есть разные виды технического обслуживания пожарных автомобилей.

Спецтехника постоянного использования

Для пожарных машин, постоянно используемых в боевых расчетах, предусмотрены следующие виды ТО:

  1. контрольный осмотр при поступлении на дежурство, выезде с места постоянной дислокации;
  2. ТО при выполнении спасательных, аварийных работ, на пожаре;
  3. ТО1 и ТО2;
  4. сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр предусматривает проверку наличия в автомобиле достаточного количества горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, целостности и исправности основных рабочих узлов, используемых при тушении пожара. ТО при выполнении боевой задачи проводится непосредственно на объекте использования техники.

Оно предусматривает выполнение необходимых процедур, регламентируемых нормативными документами МЧС РФ, а также эксплуатационными инструкциями машин соответствующих моделей. Выполнение этих работ исключит непредвиденную поломку спасательной техники во время выполнения ее функциональных задач.

ТО1 выполняется с целью снижения интенсивности износа узлов и деталей, своевременного выявления дефектов и поломок. Перечень работ включает визуальный осмотр, регулировку, проверку крепежей, смазку рабочих узлов и систем.

ТО 2 предусматривает выполнение работ по ТО1 и дополнительно, более глубокую, проверку состояния всех функциональных узлов и систем. Постоянно эксплуатируемые спецавтомобили обязаны дважды в год проходить сезонное ТО. Это позволяет адаптировать спецтехнику к разным климатическим условиям – зимы и лета.

Техника на хранении

Пожарные автомобили, которые находятся в резерве, также периодически обслуживаются. ТО выполняется для того, чтобы исправную технику можно было в любой момент ввести в дежурный расчет.

Различают следующие виды ТО для временно неиспользуемых автомобилей:

  • месячное ТО;
  • полугодовое обслуживание;
  • годовое ТО;
  • регламентные процедуры.

Перечисленные работы выполняются в соответствии с инструкциями завода-производителя. В процессе хранения автомобилей также уделяется внимание его внешнему виду:

  1. наличие грязи, пыли на рабочих узлах;
  2. целостность защитных покрытий, лакокрасочного слоя;
  3. надежность герметизирующих уплотнителей.

Ежедневное

Ежедневное техническое обслуживание пожарных автомобилей выполняется каждый раз при смене боевого расчета.

Его основной целью является:

  • обеспечение работоспособности машины;
  • безопасная доставка команды спасателей к объекту возгорания;
  • безотказная работа функциональных узлов, используемых для тушения огня, эвакуации людей.

Перед тем, как сдать смену, водитель с составом пожарного расчета должен выполнить процедуры ежедневного ТО и подготовить технику к передаче другому расчету. В случае выявления неисправностей их следует устранить.

Когда проводится ежедневное техническое обслуживание пожарных автомобилей, выполняются следующие действия:

  1. внешний осмотр рабочих узлов;
  2. проверка наличия топлива, масла, других рабочих жидкостей;
  3. комплектность и исправность устройств и инструментов для пожаротушения;
  4. наличие огнетушащих веществ.

После выполнения перечисленных процедур машина передается водителю заступающего на дежурство расчету, который проверяет ее на соответствие установленным нормам.

Сезонное

Этот вид ТО выполняется два раза в год с целью нормальной работы техники в весенне-летний и осенне-зимний период.

Перечень работ сезонного технического обслуживания пожарных автомобилей включает:

  • прочистку сжатым воздухом и промывку элементов системы питания мотора;
  • регулирование системы питания в соответствии с климатическими условиями эксплуатации техники;
  • сезонную смену горюче-смазочных материалов и других рабочих жидкостей;
  • обработку мест коррозии (при наличии) их покраска.

Кроме перечисленных работ, при подготовке машин к зимнему периоду, дополнительно к перечисленным процедурам, проводится:

  1. установка элементов утепления;
  2. проверка работоспособности систем обогрева кабины, двигателя, функциональных отсеков;
  3. проверка предпускового обогревателя;
  4. заправка систем охлаждения и обмывания стекол незамерзающими жидкостями;
  5. удаление скопившегося конденсата в системах пневмопривода тормозов, системах пневмоуправления и пуска.

Подготовка машин к эксплуатации летом предусматривает выполнение следующих процедур:

  • отключение предпускового обогревателя;
  • снятие с машин утеплительных элементов;
  • заправка «летнего» омывателя стекла;
  • заправка «летним» дизтопливом.

Заключение

Надежная и отказоустойчивая пожарная машина – это залог оперативного прибытия группы спасателей на объект, быстрое тушение пожара, возможность безопасной эвакуации людей, надежная защита спасателей во время работы.

Учитывая это, важно своевременно выполнять все требования и соблюдать порядок технического обслуживания пожарного автомобиля. В таком случае техника всегда будет в исправном состоянии и сможет выполнить поставленную задачу.

Видео: Техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения


Подобные документы

    Принципы организации производства, периодичность технического обслуживания на автотранспортных предприятиях. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей. Технологическая карта технического обслуживания автомобиля ГАЗ-53.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2010

    Виды технического обслуживания автомобилей. Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобиля. Проектирование зоны технического обслуживания. Расчет площади подразделения и планировка участка. Подбор технологического оборудования.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Структурная схема технической службы. Характеристика автомобилей, обслуживаемых на СТО. Организация технического контроля автомобилей. Внедрение передовых технологий и рационализаторских предложений на СТО. Работа на участке технического обслуживания.

    отчет по практике , добавлен 13.12.2012

    Расчет количества технических обслуживаний, годовой трудоемкости их проведения и технологически необходимого количества мастеров–наладчиков. Количество постов техобслуживания и текущего ремонта автомобилей. Техническое обслуживание автомобиля ГАЗ.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2011

    Неисправности узлов, соединений и деталей, влияющие на безопасность движения. Определение технического состояния автомобилей и установление объема ремонтных работ на станции технического обслуживания. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2012

    Организационная структура станции технического обслуживания автомобилей. Цех кузовного ремонта. Ремонт и правка кузова автомобиля любой сложности с применением современных стапелей и сварочного оборудования. Полная и частичная окраска автомобилей.

    отчет по практике , добавлен 16.04.2014

    Требования к проведению технического обслуживания тракторов и автомобилей. Особенности проведения первого и второго технического обслуживания трактора МТЗ-80. Признаки неисправности и способы ремонта жидкостного насоса в двигателе ЗМЗ-53.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Организация и структура зон технического обслуживания, диагностики, ремонта и в целом всего автотранспортного предприятия. Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте. Планирование проведения технического состояния автомобилей.

    отчет по практике , добавлен 07.03.2010

    Определение пробега автомобилей до технического обслуживания и капитального ремонта. Определение годовых объемов работ по диагностированию автомобилей. Определение площади зоны технического обслуживания. Расчет текущих затрат на работу подъемника.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2012

    Организационная характеристика автотранспортного предприятия ТОО "Автопарк". Разработка и экономическое обоснование проекта по реконструкции цеха технического обслуживания автомобилей. Технологический расчет производственных зон и подбор оборудования.

Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.

Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);

Техническое обслуживание на пожаре или учении;

Техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;

Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

Сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:

3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;

5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;

7 минут – для специальных пожарных автомобилей;

10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.

В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:

§ внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;

§ проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);

§ проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;

§ проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);

§ проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;

§ проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;

§ проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;

§ проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);

§ проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;

§ проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;

§ проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;

§ проверка работоспособности механизма выключения сцепления (см. рис. 7.2). Значения свободного хода педали сцепления должны соответствовать требованиям руководства по эксплуатации шасси, например, для ЗИЛ-431410 – 35…50 мм, для ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433100 – 30…42 мм, для автомобилей КамАЗ – 6…15 мм;

§ проверка работы двигателя на режимах пуска и на холостого хода, а также исправности контрольно-измерительных приборов на приборной панели в кабине водителя и на щитке водителя в насосном отсеке (где они есть);

§ проверка исправности гидроусилителя рулевого управления (включая радиатор охлаждения рабочей жидкости ГУР, если он установлен), оценка состояния рулевых тяг, шплинтовки их пальцев, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес,


проверка величины люфта рулевого колеса. Суммарный угловой люфт (свободный ход) рулевого колеса при работе двигателя на режиме холостого хода не должен превышать 25° для автомобилей ЗИЛ и 15° для автомобилей КамАЗ;

§ проверка исправности приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, работоспособности стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года);

§ проверка радиостанции в объёме ТО-1 (см. главу 6.3);

§ проверка исправности привода остановочных тормозов (величины свободного хода

педали тормоза и выходов штоков тормозных камер (см. рис. 7.3) должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем шасси. Например, для автомобилей ЗИЛ-433100 ход штоков передних камер должен составлять 20…30 мм, задних камер - 25-35 мм. Расстояние от полностью нажатой педали тормоза до пола кабины должно быть не менее 10 мм;

§ проверка исправности стояночной тормозной системы;

§ проверка чёткости включения и надёжности фиксации рычага переключения передач КПП;

§ проверка срабатывания приводов включения раздаточной коробки и отключаемого переднего моста (где они есть);

§ проверка плавности включения КОМ дополнительной трансмиссии;

§ проверка приводов управления моторно-трансмиссионной установкой из насосного отсека;

§ проверка уровня и качества масла в корпусе (масляной ванне) пожарного насоса, наличия смазки в пресс-масленке, уровня масла в масляном бачке шиберного вакуумного насоса;

§ проверка крепления насоса к раме автомобиля;

§ проверка системы запуска двигателя из насосного отсека;

§ проверка исправности контрольно-измерительных приборов в насосном отсеке пожарного автомобиля (манометров, мановакууметра, тахометра, а также дублирующих контрольно-измерительных приборов (КИП) двигателя, если они есть);

§ проверка работоспособности вакуумной системы по величине создаваемого разряжения (при нормально работающей вакуумной системе разряжение 0,073-0,076 МПа должно быть достигнуто не более чем за 20 секунд)

§ проверка герметичности насоса по величине падения разряжения: герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разряжения не превышает величины 0,013 МПа за 2,5 мин (0,05 кг/см 2 за 1 мин);

§ проверка (после остановки двигателя) работоспособности фильтра центробежной очистки масла: исправный ротор фильтра вращается 2-3 минуты после остановки полностью прогретого двигателя;

§ проверка работоспособности сигнальных ламп открытия дверей и плафонов освещения отсеков кузова;

§ проверка комплектности, состояния, укладки и крепления пожарного вооружения;

§ уборочно-моечные работы пожарного автомобиля: уборка кабины, отсеков кузова, ПТВ; очистка зеркал заднего вида, внешних световых приборов, специальных светосигнальных устройств, номерных знаков;

§ дополнительные смазочные и заправочные работы: доливка воды в бачок омывателя ветрового стекла, проверка уровней воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке (цистерна и пенобак должны быть полностью заправлены, а контрольные лампочки уровня должны подтверждать полноту заправки).

Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) и аварийно-спасательное оборудование (АСО) пожарных автомобилей обслуживает личный состав пожарного расчета. Ответственность за содержание ПТВ и АСО пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на начальников пожарных расчётов, за которыми закреплены автомобили. При проведении в ходе ЕТО проверки надежности закрепления ПТВ и АСО на автомобиле начальник пожарного расчёта должен иметь в виду, что согласно п. 23.2 Правил дорожного движения ответственность за крепление и состояние груза несёт водитель. Поэтому начальник пожарного расчёта не должен допускать не предусмотренных соответсвующей нормативно-технической документацией изменений схем и конструкций крепления ПТВ и АСО на автомобиле. Водитель, в свою очередь, обязан контролировать правильность раскладки ПТВ и работоспособность крепёжных, стопорных и фиксирующих устройств.

При обнаружении неисправности агрегата или системы пожарного автомобиля, устранение которой не требует больших трудозатрат, её устраняют, как правило, силами сдающего и принимающего водительского состава. В случае выявления неисправности, требующей проведения сложных восстановительных работ с использованием специализированного оборудования, пожарный автомобиль выводится из расчета и заменяется резервным. Решение о замене пожарного автомобиля на резервный принимается руководителем подразделения.

Работы по устранению неисправностей, выполненные в ходе ЕТО, указываются водителем в Журнале учета технического обслуживания.

Типовая технология ежедневного технического обслуживания предполагает, что помимо качественных оценок состояния агрегатов ("работает – не работает") производится и количественная оценка ряда показателей пожарного автомобиля (см. таблицу 7.1). Для измерения параметров используются, в основном, штатные контрольно-измерительные приборы, но для проверки линейных, угловых и временны х величин водителям необходимы дополнительные инструменты: линейка (или штангенциркуль), угломер типа К-402, К-187 или аналогичный и секундомер.

Таблица 7.1

Перечень технических показателей пожарной автоцистерны,

подлежащих при проведении ЕТО количественной (числовой) оценке.

№ п/п Перечень количественных показателей
Давление масла в системе смазки двигателя на холостых оборотах
Давление масла в системе смазки двигателя на средних оборотах
Напряжение в бортовой сети на режиме запуска двигателя
Зарядный ток или напряжение в бортовой сети после запуска двигателя
Давление в пневмосистеме в момент отключения энергоаккумуляторов
Установившееся (номинальное) давление в пневмосистеме
Давление в контурах тормозной системы при нажатой педали тормоза
Выходы штоков передних и задних тормозных камер
Свободный ход педали тормоза
Расстояние от полностью нажатой педали тормоза до пола кабины
Свободный ход педали сцепления
Полный ход педали сцепления
Суммарный люфт рулевого колеса
Прогибы приводных ремней
Время вакуумирования
Максимальное разряжение в полости насоса
Падение разряжения в насосе в течение 2,5 минут

В итоге ежедневного технического обслуживания водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за своевременное и качественное проведение ежедневного технического обслуживания пожарных автомобилей несет начальник дежурной смены.

Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.

Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.

Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ- 433360 и ЗИЛ-431410, шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см 2), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см 2); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.

Гайки крепления колёс на ступице должны быть затянуты до отказа. Момент затяжки резьбовых соединений гаек крепления колёс пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ – 40…50 кгс. м.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО на пожаре (учении) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:

§ проверку надежности установки в безопасное от воздействия огня место;

§ проверку положения всасывающих рукавов и всасывающей сетки при подаче воды из водоема: всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду с заглублением не менее 200 мм;

§ смазку уплотнений насоса, если он имеет сальниковое уплотнение вала: при работе насоса через каждый час смазывать сальники поворотом на 2-3 оборота крышки колпачковой масленки;

§ периодическую проверку утечек воды через соединения и сальники насоса, вентили, из основной и дополнительной систем охлаждения двигателя, а также утечек масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности;

§ постоянный контроль за температурой воды в системе охлаждения двигателя: температура охлаждающей жидкости должна быть 80 – 95 °С; в летний период при необходимости можно открывать капот двигателя, жалюзи радиатора, а также снижать температуру охлаждающей жидкости, регулируя подачу воды от пожарного насоса к теплообменному аппарату вентилями дополнительной системы охлаждения двигателя пожарного автомобиля;

§ постоянный контроль величины давления масла в системе смазки двигателя, которое в прогретом двигателе должно быть в пределах 0,2…0,4 МПа (2…4 кгс/см 2). На многих типах пожарных автомобилей приборная панель щитка приборов оборудована сигнализаторами с красными светофильтрами, один из которых загорается при понижении давления в системе смазки до 0,03…0,06 МПа (0,3…0,6 кгс/см 2), а другой при повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя свыше 100°С;

§ постоянный контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов (манометр, мановакууметр, тахометр) при работе пожарного насоса: для пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) значения напора не должны превышать 100 метров (0,1 МПа или 10 кгс/см 2), а обороты вращения его вала – 2700 мин –1 ;

§ промывку пеносмесителя и всех внутренних полостей пожарного насоса чистой водой по окончании подачи воздушно-механической пены от насоса пожарного автомобиля;

§ заполнение (дозаправка) цистерны водой по окончанию работ на пожаре (учении);

§ полный слив воды из внутренней полости пожарного насоса и его водопенных коммуникаций, причём летом сливной краник и напорные патрубки насоса можно после слива закрыть, а с наступлением холодов их следует держать открытыми, закрывая только при работе насоса и проверке его на герметичность;

§ проверку на ходу автомобиля (при подъезде к пожарной части) работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов: не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке; передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя; ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса, полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза; ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение пожарного автомобиля на уклонах (для одиночных автомобилей на шасси ЗИЛ не менее 16 %).

Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть, перед постановкой пожарного автомобиля в расчет.

Кроме того, водитель и начальник пожарного расчета при работе на пожаре обязаны:

Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствие заломов; при прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта; в зимнее время рукавные головки утеплить снегом, а замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;

При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана;

При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение;

При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении;

При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав;

При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы;

При работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т.к. позволяет объективно оценить "поведение" автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.

Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО по возвращению с пожара (учения) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:

§ проверку на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала – нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони, а тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозных механизмах не должны нагреваться;

§ проверку, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей;

§ проверку надежности затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке; удаление посторонних предметов, застрявших в протекторе и между спаренными колесами;

§ проверку состояния рессор и крепления амортизаторов;

§ проверку люфта рулевого управления, состояния крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояния шкворней и стопорных шайб-гаек.

§ проверку состояния и герметичности трубопроводов и приборов тормозной системы, слив конденсата из воздушных баллонов пневматической системы тормозов (для гидравлической системы тормозов – проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра);

§ протирку двигателя, насоса и приборов, расположенных на них, стекол кабины, фар, подфарников, стоп-сигнала, регистрационных и других знаков;

§ проверку уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; при необходимости дозаправку этих емкостей.

§ заправку (при необходимости) автомобиля топливом и огнетушащими веществами;

§ заправку смазкой масленки насоса и при необходимости доливку масла в корпус насоса;

§ проверку состояния, исправности и чистоты всего пожарного и аварийно-спасательного оборудования, бывшего в употреблении;

§ проведение уборо-моечных работ пожарного автомобиля с последующей протиркой насухо поликов отсеков, пола кабины и салона под резиновыми ковриками, шторных дверей и их направляющих;

§ укомплектование автомобиля сухими напорными рукавами взамен использованных на пожаре (аварии) или учении;

§ устранение всех дефектов автомобиля, ПТВ и АСО, выявленных во время работы на пожаре (аварии) или учении, а также в пути следования и в ходе проведения технического обслуживания автомобиля.

Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру (после обкатки базового шасси пожарного автомобиля) проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации, а также для завершения процесса приработки деталей. Техническое обслуживание новых (гарантийных) автомобилей целесообразно проводить на СТО, имеющей договор с предприятием-изготовителем шасси. Допускается проведение ТО-1000 закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части в объеме требований Инструкции по эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля. Ответственность за своевременность и качество проведения данного вида обслуживания несет непосредственно начальник пожарной части.

При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.

Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-433100 включает следующие операции.

1. Проверить крепление (при необходимости подтянуть):

§ передних и задних опор двигателя;

§ головок цилиндров двигателя;

§ деталей привода управления подачей топлива и привода останова двигателя;

§ топливного бака к кронштейнам и кронштейнов к раме;

§ глушителя, выпускных газопроводов и труб глушителя;

§ подвески радиатора;

§ картера сцепления;

§ пневмогидравлического усилителя сцепления;

§ коробки передач к картеру сцепления;

§ картера демультипликатора к картеру коробки передач;

§ картера главной передачи;

§ корпуса тягово-сцепного или седельно-сцепного устройства к раме;

§ оси собачки тягово-сцепного устройства;

§ амортизаторов;

§ стремянок передних и задних рессор, стремянок и болтов отьёмных ушков, а также стяжных болтов;

§ рулевого механизма к раме, насоса к кронштейну и кронштейна к блоку двигателя, рулевой сошки, рулевой колонки, болта клеммного соединения продольной тяги, контргайки регулировочного винта вала сошки, клиньев карданного вала рулевого управления;

§ компрессора и его кронштейна;

§ тормозного крана и других пневматических аппаратов;

§ осей колодок, тормозных камер и кронштейнов разжимных кулаков, воздушных баллонов, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;

§ кабины.

2. Проверить и при необходимости отрегулировать:

§ после проверки крепления головок блока цилиндров зазоры между стержнями клапанов и коромыслами (для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе зазоры равны 0,40...0,45 мм);

§ натяжение приводных ремней;

§ ход штоков тормозных камер (для передних тормозных камер 20…30 мм, задних 25…35 мм).

3. Смазать:

§ тягово-сцепное устройство;

§ пальцы передних и задних рессор;

§ шкворни поворотных кулаков;

§ валы разжимных кулаков и червячные пары регулировочных рычагов тормозных механизмов (только у рычагов без автоматической регулировки).

4. Проверить:

§ действие ручного останова двигателя;

§ герметичность привода сцепления, коробки передач, заднего моста.

К операциям ТО-1000 относится и техническое обслуживание насосного агрегата после его обкатки на пожарном автомобиле. Обкатка насосного агрегата осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации пожарного автомобиля и, как правило, для агрегата с пожарным насосом ПН-40 осуществляется в течение 20 часов при оборотах вала насоса в интервале от 1300 мин –1 до 2400 мин –1 (см. главу 2.2). После обкатки проводится техническое обслуживание насосного агрегата в объеме работ первого технического обслуживания (см. раздел 3).

Первое техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей пожарного автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

ТО-1 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 1500 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц); для специальных пожарных автомобилей – через 1000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц).

Общий пробег пожарного автомобиля складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега. Приведенный пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается технической службой ТПО; при его составлении обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из расчета в районах выезда.

Первое техническое обслуживание организует начальник пожарной части или его заместитель. Проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя, а также личный состав расчета пожарного автомобиля в объеме основного перечня работ. Для проведения ТО-1 пожарный автомобиль выводится из расчета на срок до двух дней и заменяется резервным.

Перед ТО-1 начальник пожарной части или его заместитель совместно со старшим водителем, дежурным начальником пожарного расчета и водителем проводят контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля, ПТВ и АСО. По результатам контрольного осмотра и с учетом замечаний водителей старший водитель составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом пожарного расчета. Кроме того, старший водитель обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплутационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

Первое техническое обслуживание включает работы ежедневного технического обслуживания и, кроме того:

§ проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление гаек, болтов и их шплинтовку),

§ состояние регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров;

§ смазку узлов и агрегатов пожарного автомобиля в соответствии с картой смазки;

§ снятие воздушных и топливных фильтров и их промывку;

§ действие приборов освещения и сигнализации;

§ исправность пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры;

§ проверку состояния и испытание вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств.

Примечание : Все проверки затяжки резьбовых соединений, для которых величина моментов не оговорена особо в нормативно-технической документации, выполняются в соответствии с рекомендациями таблицы 7.2.

Таблица 7.2

Моменты затяжки резьбовых соединений.

Техническое обслуживание может сопровождаться операциями по текущему ремонту пожарных автомобилей, например проведением сварочных работ, заменой нажимного и ведомого дисков сцепления и т.п.

Распределение работ среди водителей и пожарного расчёта при выполнении ТО-1 проводится в соответствие с рабочими картами.

Планирование, виды и периодичность технического обслуживания


Техническое обслуживание пожарных автомобилей проводится в пожарных частях (ТО-1) и отрядах (частях) технической службы (ТО-2).

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание №1 проводится по графику (рис. 12.1) всеми закрепленными за пожарным автомобилем водителями под руководством старшего водителя (бригадира), а пожарного оборудования и устройств - личным составом отделения под руководством командира отделения. Общее руководство осуществляет начальник караула. В небольших гарнизонах в этом же графике указывается техническое обслуживание № 2.

Пожарные автомобили, находящиеся в резерве пожарной части, должны быть технически исправны, полностью заправлены горючим, смазкой, водой и огнетушащими средствами, укомплектованы пожарным оборудованием (они также включаются в график технического обслуживания). Техническое обслуживание резервной техники производится в полном объеме.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности выполнения и объему работ подразделяется на следующие виды: – ежедневное техническое обслуживание при смене караула; – техническое обслуживание на пожаре или учении; – техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения; – техническое обслуживание № 1 (ТО-1); – техническое обслуживание № 2 (ТО-2); – сезонное техническое обслуживание (СО).

Работы по техническому обслуживанию пожарных автомобилей производятся в соответствии с установленным перечнем «Наставления по эксплуатации пожарной техники».

Начальникам УПО (ОПО, ИПО) предоставлено право вносить уточнения в перечень работ и их периодичность с учетом конкретных условий эксплуатации пожарных автомобилей (дорожные и климатические условия, организация и характер работ, условия хранения автомобилей) для улучшения их технического состояния и уменьшения износа деталей.

Рис. 12.1. График технического обслуживания автотехнцкц

В перечень могут включаться часто требующиеся операции текущего ремонта и исключаться не характерные для данных условий эксплуатации операции технического обслуживания. О всех изменениях перечня работ по техническому обслуживанию автомобилей УПО (ОПО, ИПО) необходимо ставить в известность ГУПО МВД СССР.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караула. Основным назначением его является общий внешний контроль, направленный на обеспечение безопасной;: движения и безотказную работу специальных агрегатов, пожарного оборудования и пожарных устройств при тушении пожаров. Перед сменой караула сменяющийся водитель и личный состав боевого расчета должны подготовить пожарный автомобиль и пожарное оборудование и устройства к сдаче, произвести ежедневное техническое обслуживание и в случае обнаружения каких-либо неисправностей устранить их.

В ЕТО при смене караула включены следующие основные работы: общий внешний осмотр; определение заправленности пожарного автомобиля топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью и огнетушащими средствами (нет ли их утечки); проверка крепления деталей, исправности механизмов, от которых зависит безопасность движения, давления воздуха в шинах, наличия смазки в масленках и в масляной ванне пожарного насоса, комплектности и исправности инструмента водителя и другого табельного имущества; внесение всех записей по работе пожарного автомобиля во время дежурства в эксплуатационную карточку.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, должен проверить его состояние в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и совместно с водителем, сдающим дежурство, проверить работу двигателя и других агрегатов и механизмов, испытать пожарный насос на герметичность.

Комплектность и состояние пожарного оборудования и пожарных устройств принимаются заступающим на дежурство командиром отделения и личным составом боевого расчета согласно табелю положенности. Причем укладка и крепление его в отсеках кузова пожарного автомобиля должны исключать возможность износа от трения при движении пожарного автомобиля и порчи от металлических конструкций кузова. В случае некомплекта или неисправности отдельных видов вооружения командир отделения принимает немедленные меры к его пополнению или замене исправным.

Заступивший на дежурство водитель о результатах приемки пожарного автомобиля докладывает командиру отделения, который, в свою очередь, докладывает заступившему на дежурство начальнику караула о боевой готовности пожарного автомобиля. Водитель, принявший пожарный автомобиль, отвечает за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Техническое обслуживание на пожаре или учении. Основным его назначением является проверка установки его на рабочее место и безопасность от воздействия огня; обеспечение безотказной работы всех агрегатов путем контроля по приборам, на слух, на ощупь, опробованием в процессе движения. Дефекты, выявленные в процессе работы пожарного автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте. Остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть перед постановкой пожарного автомобиля в боевой расчет.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля по возвращении с пожара или учения. Основным его назначением является проверка состояния всего пожарного автомобиля, уборочно-моеч-ные работы; проверка контрольно-измерительных приборов, агрегатов и деталей силовой передачи, ходовой части и механизмов управления; проверка отсутствия подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкости; дозаправка, замена напорных пожарных рукавов; устранение всех дефектов пожарного автомобиля, пожарного оборудования и пожарных устройств, выявленных во время работы на пожаре или учении, в пути и при техническом обслуживании пожарного автомобиля; для качественной и оперативной мойки пожарных автомобилей в частях оборудуется специальное приспособление - катушка со шлангом и спрыском (рис. 12.2).

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Основным назначением ТО-1 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. ТО-1 включает работы ЕТО при смене караула, ТО на пожаре или учении и ТО при возвращении с пожара или учения и, кроме того, проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление

Рис. 12.2. Приспособление для мойки пожарного автомобиля

гаек и болтов и их шплинтовку), состояния регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров; смазку узлов и агрегатов пожарного автомобиля согласно схеме-карте смазки заводов-изготовителей шасси и пожарных автомобилей (рис. 12.3); проверку уровня тормозной жидкости при гидравлическом приводе тормозов; снятие воздушных и топливных фильтров и промывку их; проверку состояния системы дополнительного охлаждения (летом), действия приборов освещения и сигнализации, исправности пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры; состояния вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств, при необходимости производится их испытание.

При ТО-1 рабочие места и обязанности распределяются следующим образом.

Старший водитель (бригадир) для проведения технического обслуживания подготовляет рабочие места, оснащает их необходимым инструментом, приспособлениями и эксплуатационными материалами. В процессе проведения технического обслуживания обеспечивает технику безопасности, оказывает водителям практическую помощь и осуществляет контроль за качеством выполняемых работ.

Рис. 12.3. Карта смазки пожарной автоцистерны АЦ-30 (130)-63А:
1 - картер коробки передач и коробки отбора мощности; 2 - игольчатые подшипники карданных шарниров; 3 - шариковые подшипники промежуточного вала; 4 - сальники насоса; 5 - шариковые подшипники насоса и червячная пара тахометра; 6 - качалка тяг управления двигателем и газоструем; 7 - шарнирные соединения управления двигателем и газоструем; 8 - ролики наката трехколенной лестницы; 9 - петли дверей кабины и кузовами другие аналогичные места

Водитель первого караула выполняет работы: по техническому обслуживанию двигателя, системы питания, смазки, охлаждения, электрооборудования и газораспределительного механизма двигателя.

Водитель второго караула выполняет работы по техническому обслуживанию сцепления, механизмов управления, силовой передачи и ходовой части пожарного автомобиля.

Водитель третьего караула выполняет работы: по техническому обслуживанию пожарного насоса, а также крепежные операции по раме, кузову, оперению и смазочные операции всех точек пожарного автомобиля.

Все водители пожарного автомобиля выполняют эти работы по” техническому обслуживанию в течение квартала, а затем перераспределяют их между собой.

Командир отделения перед техническим обслуживанием совместно с пожарными проверяет состояние и пригодность для эксплуатации пожарного оборудования и пожарных устройств, организует проведение пожарными технического обслуживания закрепленного за ними пожарного оборудования и пожарных устройств, обеспечивает при этом технику безопасности, оказывает пожарным помощь и осуществляет контроль за качеством’ выполняемых работ.

Пожарные выполняют работы по техническому обслуживанию закрепленного за ними пожарного оборудования и пожарных устройств, а также производят уборку и мойку пожарного-автомобиля.

На время ТО-1 начальник караула по согласованию с диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС), согласно утвержденному графику, выводит пожарный автомобиль из боевого расчета и руководит проведением ТО-1. При этом с пожарного автомобиля снимаются пожарное оборудование и пожарные-устройства, которые личный состав боевого расчета под руководством начальника караула и командира отделения тщательно осматривает и устраняет обнаруженные дефекты.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Этот вид ТО включает все работы, выполняемые при ТО-1. Кроме того, производятся углубленная проверка состояния и работы агрегатов пожарного автомобиля, их крепление, производится проверка внешнего вида пожарного автомобиля; проверяются крепления кабины, кузова, опорных кронштейнов, замков, петель, ручек дверей, состояние пожарного насоса, двигателя, приборов системы охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, механизмов управления, силовой передачи; герметичность соединений головки с блоком цилиндров, компрессия в цилиндрах, действие привода и полнота открытия и закрытия дроссельной и воздушной заслонок карбюратора, работа ограничителя максимальной частоты вращения, циркуляция топлива в системе питания дизельных двигателей, правильность установки зажигания, работа стеклоподъемников, исправность тахометра и манометров, герметичность систем охлаждения, смазки, питания, картеров мостов, коробок передач, коробок отбора мощности, раздаточных коробок; проверяются и’ при необходимости регулируются зазоры между толкателями и клапанами (носками коромысел и клапанами), уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, реле-регулятор, направление светового потока фар, тормоза, схождение передних колес, подшипники ведущих шестерен главной передачи; снимаются, разбираются, промываются и проверяются детали топливного насоса, карбюратора, тормозных камер (диафрагмы после двух лет эксплуатации должны быть заменены), тормозных механизмов; неисправности устраняются, после сборки проверяются работа приборов, механизмов; проверяются состояние аккумуляторных батарей, всего электрооборудования при помощи контрольно-изме-рительных приборов (рис. 12.4), свечей зажигания, прерывателя-распределителя, щеток коллектора генератора и стартера, катушки зажигания, проводов, подшипников ступиц колес, колесных тормозных цилиндров, гидровакуумного усилителя тормозов, дисков колес переднего и заднего мостов, рамы, деталей балансирной подвески; производится перестановка шин в установленном порядке.

Стекла, пломбы всех контрольно-измерительных приборов должны быть целыми, а стрелки их при неработающем пожарном насосе должны находиться против деления 0. Пожарный насос проверяется на производительность. Заменяются масло в картере двигателя и смазка подшипников ступиц колес. Производится смазка всего пожарного автомобиля и специальных агрегатов в соответствии с картой смазки и инструкцией завода-изготовителя.

По окончании ТО-2 необходимо запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и прослушать работу на разных частотах вращения. Пробегом пожарного автомобиля проверить работу двигателя, механизмов управления и силовой передачи в объеме, указанном для ТО-1. Устранить выявленные при проверке пожарного автомобиля неисправности.

Помимо основного перечня работ при ТО-2 могут быть выполнены дополнитальные работы.

ТО-2 производится в частях (отрядах) технической службы, специалистами части (отряда) при участии закрепленных за пожарным автомобилем водителей. В небольших гарнизонах пожарной охраны ТО-2 может производиться силами водителей части на посту ТО-1 при части или с помощью специалистов гарнизона, прибывающих в часть.

Для проведения ТО-2 в соответствии с графиком начальник части по согласованию с ЦППС выводит пожарный автомобиль из боевого расчета. С него снимаются все пожарное оборудование и пожарные устройства, кроме всасывающих пожарных рукавов № ключей к ним. Личный состав боевого расчета под руководством; начальника караула и командира отделения тщательно осматривают его и устраняют обнаруженные дефекты, а при необходимости в это время производят испытание.

Старший водитель (бригадир) совместно с начальником (заместителем) части отводит: пожарный автомобиль в часть (отряд) технической службы, представитель которой осматривает, испытывает его пробегом и работой на открытом водоеме. После этого составляет акт. В акте указываются работы, которые необходимо выполнить помимо установленного перечня работ по ТО-2.

Рис. 12.4. Прибор для диагностики электрооборудования пожарного автомобиля

После выполнения ТО-2 пожарный автомобиль предъявляется старшему водителю (бригадиру) и начальнику (заместителю) части, которые осматривают, испытывают его пробегом, работой пожарного насоса с открытого водоема и оформляют соответствующую документацию.

По прибытии пожарного автомобиля в пожарную часть он укомплектовывается пожарным оборудованием и включается в боевой расчет.

Сезонное техническое обслуживание (СО). Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды эксплуатации обеспечивается своевременной специальной подготовкой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники. Сезонное техническое обслуживание совмещают с ТО-1 или ТО-2, при этом выполняется объем работ соответствующего технического обслуживания и дополнительно заменяется смазка в соответствии с сезоном. Аккумуляторным батареям производят контрольно-тренировочный цикл заряд-разряд с промывкой батарей. В зависимости от сезона производится или разутепление двигателя, отключение или включение системы дополнительного охлаждения двигателя и обогрева кабин боевого расчета, цистерны и насосного отделения. Промываются емкости для -бензина, пенообразователя и воды.

О проведении ТО-1, ТО-2 и СО делается запись в журнале учета -технического обслуживания автомобиля.

Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются «специальные занятия, на которых изучают подготовку пожарных.автомобилей к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания; способы и средства повышения проходимости пожарного автомобиля, а также эксплуатационные „материалы и нормы их расходования.

При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучают порядок запуска холодного двигателя при низкой температуре; средства, облегчающие запуск холодного двигателя; средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках; меры безопасности при прогреве.двигателя и при обращении с ядовитыми охлаждающими низко-замерзающими жидкостями.

К обучению водителей привлекаются начальствующий состав, старшие водители (бригадиры).

По завершении занятий сдают зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению пожарными автомобилями не допускаются.

К атегория: - Пожарные автомобили